Божественную литургию совершили на самой высокой точке Лекшмозерья

Вести Плесецкой епархии20 Сентября 2017

Богослужение совершили в храме преподобного Александра Свирского на Хижгоре (Каргопольский район Архангельской области). Литургию возглавил благочинный Каргопольского округа протоиерей Андрей Усачев.

«В наши дни в районе Хижгоры не сохранилось никаких населенных пунктов. В основном тут бывают туристы и гости Кенозерского парка. Традиционно раз в году в местном храме совершается Божественная литургия — маленькое чудо, свидетелем которого становится далеко не каждый», — отметил отец Андрей.

Он также рассказал, что Хижгора — самая высокая точка Лекшмозерья, к которой местное население издавна относилось как к священной горе: «По преданию, здесь располагалось древнее языческое капище. В XIX веке тут поставили храм, но в советские годы его закрыли и разграбили. В 1990-е годы благодаря группе энтузиастов из Москвы (среди которых были архитекторы, реставраторы, плотники и просто любители русской истории и культуры) храм преподобного Александра Свирского на Хижгоре восстановили. С 2006 года здесь вновь совершаются богослужения».

На месте храма святого Александра Свирского до XIX века стояла старообрядческая часовня. В 1861 году крестьяне деревень Гужово и Масельга заявили в Олонецкую духовную консисторию о намерении построить на Хижгоре церковь. Как писали местные жители в прошении, «вид с нее со всех сторон превосходен, а окрестные приходы виднеются на довольно значительном расстоянии, следовательно церковь, на подобной горе устроенная, кроме душевной пользы окружающих ея селений, отрадно виднеться будет и многими другими окрестными жителями».

На постройку церкви пожертвования внесла крестьянка Ефросинья Смолякова, которая пережила огромное горе, потеряв мужа и детей. Также деньги собирали жители деревень Гужово и Масельга. Наконец, в ноябре 1862 года гражданский инженер Олонецкой палаты государственных имуществ удостоверил безопасность выбранного для церкви места и составил смету на ее строительство. Был создан Строительный комитет, в который вошли лекшмозерский священник, церковный староста, два попечителя от крестьян. Через два лета (в декабре 1865 года) гражданский инженер удостоверил, что плотницкие работы на храме вчерне закончены.

Деревянный храм по архитектурному плану, утвержденному в Олонецкой духовной консистории, рубили местный (колодозерский) крестьянин Максим Шилов с артелью. По завершении строительства в 1866 году мастер «встал на крест», поклонился на все четыре стороны и забросил топор в озеро: инструмент, которым рубили храм, нельзя было употреблять ни для каких других целей.

В марте 1871 года церковь освятили в честь преподобного Александра Свирского. Сейчас храм находится на территории Кенозерского национального парка.

Информация об истории храма: http://kenozerjelive.ru/antciferova-hizhgora.html

Фото: Надежда Чеснокова

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?
19 Июл 2018

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?


Русская Православная Церковь утвердила порядок молитв, которые могут быть совершены по просьбе верующих, если ребенок родился мертвым или умер, не дожив до крещения

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким
10 Июл 2018

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким


Когда появляется образ врага, неминуемо начинается схватка. Но откуда эта идея взялась сейчас, в благополучное время? Что произошло сто лет назад и как это повлияло на наш народ? Почему продолжается гражданская война в умах?

Владимир Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»
9 Июл 2018

Владимир Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»


Владимир Легойда в интервью «Известиям» оценил риски предоставления автокефалии Украинской Церкви, рассказал о том, как Русская Православная Церковь относится к пенсионной реформе, и ответил на другие актуальные для Церкви и общества вопросы.

Праздник личного бессмертия
9 Июл 2018

Праздник личного бессмертия


«Праздников праздник и торжество из торжеств». Именно так православная святоотеческая традиция характеризует масштаб события Воскресения Христова.