Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Актуальность духовно-нравственного воспитания в современной системе образования

Всемирный Русский Народный Собор8 Июня 2006

СОБОРНАЯ ВСТРЕЧА
«БУДУЩЕЕ РОССИИ: ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ»
2 июня 2006 г.

Архимандрит Трифон (Плотников)

Ваше Преосвященство!
Уважаемые господа педагоги!
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

В ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВО-СЛАВНОЙ ЦЕРКВИ читаем:

«Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отече-ству, его истории и культуре — все это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.
Церковь … стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода».

Ни для кого не секрет: в настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. В результате произошед-ших в общественном сознании и государственной политике, отвергну-та была официальная идеология, однако разрушались и многие ду-ховно-нравственные идеалы. Сведенной до минимума оказалась вос-питательная функция системы образования.

Сегодня совершенно ясно, что совокупность ценностных устано-вок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодеж-ному), во многом ныне деструктивна и разрушительна — с точки зре-ния развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания под-растающего поколения обрела чрезвычайную значимость. Ее необхо-димо осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения НА-ЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Необходимо достичь ус-тойчивости не только социально-экономического, но и духовного раз-вития.

На это указывает и НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВА-НИЯ. В этом основополагающем государственном документе, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, цели и задачи, чита-ем:
«Система образования призвана обеспечить
    — историческую преемственность поколений, сохранение, распро-странение и развитие национальной культуры;
    — воспитание патриотов России, граждан правового, демократиче-ского, социального государства, уважающих права и свободы лично-сти и обладающих высокой нравственностью».

В ситуации, когда все более очевидно вымирание государство-образующего русского народа, его нравственное оскудение, эти слова не могут восприниматься лишь как красивая декларация. Перед нами, перед обществом стоит задача восстановить историческую память народа, что означает — восстановить нравственные ориентиры, цен-ности культуры и духовные традиции.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деиделогизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверените-том государства и патриотическими чувствами.
Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными» — западными:
— христианские добродетели подменяются общечеловеческими ценностями гуманизма;
— педагогика уважения старших и совместного труда — разви-тием творческой эгоистической личности;
— целомудрие, воздержание, самоограничение сменяется все-дозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
— любовь и самопожертвование заменены западной психологи-ей самоутверждения;
— интерес к отечественной культуре — исключительным инте-ресом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического под-хода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общече-ловеческом смысле» — сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки.
Сегодня видно, что гуманистическая утопия, связанная с идеали-зацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все соци-альные проблемы, создаст нравственное общество, — несостоятель-на.
Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей жизни.
Только традиционный жизненный уклад может быть противопос-тавлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортиро-ванной с Запада цивилизационной модели.

ПОДЛИННОЕ ВЕЛИЧИЕ РОССИИ*, ее признанный всеми вклад в мировую науку и культуру стали возможны на основе традиционной духовной культуры, идеологии; их элементы применялись и в совет-ский период. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков не что иное, как следствие отказа от русской идеологии, Православ-ной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государст-ва.

Хотелось бы выделить особенности русской цивилизации в от-личие от Запада.
Убедительно раскрывает эту тему статья «Педагогика русской цивилизации» («Православная культура», М., 2003). Автор ее — иеромо-нах, кандидат педагогических наук, заведующий межвузовской кафед-рой православной педагогики о. Евгений (Шестун) (г. Самара).

Остановимся на некоторых положениях статьи. Сейчас многие забывают, что ПАТРИОТИЗМ* — главная духовная составляющая русской цивилизации, — и это не только умение любить свою Родину, но и решимость за нее умереть.
На Куликовом поле полегло почти всё наше воинство, потому и земля осталась Русскою. Такое самоотречение свойственно лишь то-му, кто обладает высокой духовностью, — православному человеку. Русский человек всегда понимал, что ему придется отвечать перед Богом в первую очередь — за Россию. И во все последующие време-на русские боролись за Отечество, не жалея жизни своей. Поэтому основополагающий принцип западной цивилизации: жизнь — высшая ценность — для русского общества губителен.

Следующая особенность нашей цивилизации — СОВПАДЕНИЕ НАРОДНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ.
Оно очевидно, даже если человек говорит: «Я — атеист, я — не-верующий». Он все равно несет в себе унаследованные от предков ценности Православия, независимо от того, осознаёт он это или нет. Наш соотечественник по-прежнему готов отдать последнюю рубашку бедствующим и, если понадобится, умереть, защищая Отечество.

Еще одна основополагающая ценность русской цивилизации — ДУХОВНОСТЬ.
Кто только не занимается сейчас духовно-нравственным воспи-танием, но смысл вкладывают в это понятие разный. В «Толковом словаре» В.В. Даля и «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «духов-ный, духовное» — это «все, относящееся к Богу, вере, Церкви; все от-носимое к душе человека». В России XIX века слово «духовность» не было принято произносить вообще. Говорили о благочестии и правед-ности человека. Если хотели детей воспитать духовно, то это было воспитание нравственности, целомудрия и чистоты.

Именно такое понимание духовности должно стать основой об-разовательно-воспитательной деятельности. У нас же часто происхо-дит так: говорят о духовности и тут же развращают школьников сексу-альными программами. Дискотеки, ток-шоу, конкурсы красоты, дни домового, хэллоуины, день влюбленных и другие сомнительные ме-роприятия создают впечатление чрезвычайно активной культурной жизни нынешней российской школы. А школа между тем все больше и больше вовлекается в индустрию бизнес-шоу.

Не избежав культурного одичания, о котором серьезно преду-преждал академик Д.С. Лихачев, российская школа оказалась лишен-ной иммунитета перед натиском всякого рода суеверий, сектантства, темной мистики, оккультизма и демонизма. А это грозит школе уже не просто культурным одичанием, а полным ее перерождением или вы-рождением как российской школы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в книге «Русская культура» написал слова, которые звучат как духовное завещание всем нам, гражданам России:
«Культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа и нации. Культура — это святыни наро-да, святыни нации».

Святость на Руси является нравственным идеалом.  Добро-детель же Православия — послушание.

Напротив, среди ценностей, которые сейчас навязываются нам, одна из главных — свобода, понимаемая прежде всего как освобож-дение человека от всех ограничений.
Один западный психолог сказал буквально следующее: «Ребе-нок волен быть наркоманом. Дайте ему это право». Говорилось это всерьез. Кстати, весь Запад твердит это всерьез. Хочет человек быть гомосексуалистом — пусть будет. Понятия греха, стыда потеряны...

В православном понимании быть свободным — значит, быть свободным от греха, от зла, от самой смерти. В западном понимании быть свободным означает потакание всем желаниям и прихотям, даже самым низменным.
Наше сознание не может принять западное восприятие свободы. Русский человек всегда понимал, что он грешен, что себя надо связы-вать. Зло из сердца человеческого исходит, и если его не связывать, то оно вырывается со всей своей разрушительной, смертоносной энергией.

Статистика, кстати, показывает, что Архангельская область на-ходится на одном из первых мест по преступности среди подростков.


Восстановление духовного, нравственного, интеллектуаль-ного потенциала народа возможно только с возрождением сис-темы духовно-нравственного воспитания.

Эта система содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него
— нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);
— нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, не-злобивость);
— нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);
— нравственного поведения (готовность служения людям и Оте-честву, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России становятся традиции православной культу-ры и педагогики, представленные в различных аспектах:
— культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);
— нравственно-этическом (в контексте нравственного право-славно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле от-ношений с другими людьми, Богом, миром);
— этнокультурном (на основе национальных православных тра-диций русского народа).

Сейчас всё еще продолжается обсуждение вопроса о введении курса «Основы православной культуры» в государственные образова-тельные учреждения (хотя в целом ряде областей курс этот давно введен и успешно преподается).


Но ясно, что один курс не решает проблем воспитания.
Как писал великий русский философ Иван Ильин, необходимо создание пространства для духовного развития ребенка. [Хорошо бы посмотреть, как это трактует Ильин]
Вот тут встает проблема духовно-нравственного содержания и других учебных предметов. В связи с этим не может не тревожить, что из программ изъяты многие славные для российской истории и куль-туры имена, даты и достопамятные сказания.

Если на уроке биологии  учитель, помимо эволюционной теории происхождения человека, знакомит учащихся с теорией творения, то все последующие темы этого предмета все равно построены на дар-винизме. К сожалению, это краеугольный камень биологии. Кто учился в советское время в школе и в вузе, помнит работу Ленина «Три ис-точника и три составные части марксизма». Дарвинизм является ис-точником материализма и атеизма.

Один из идолов атеистического мировоззрения — противопос-тавление науки и религии. А для православного сознания вера и ра-зум способны существовать в непротиворечивом согласии. Ведь вера — это способность человека к познанию Бога, а наука — это способ-ность человека к познанию мира, созданного Богом. Без веры благие намерения науки оборачиваются разрушительными последствиями для человека.

Добрым помощником в воспитании должна стать и система до-полнительного образования. Уже есть опыт, когда на занятиях фа-культативов и кружков, клубов учащиеся соприкасаются со святынями и подвижниками благочестия своего края.
Важно, чтобы вся воспитательная программа школы была про-питана духом причастности к родной истории и культуре. Как ни вели-ки сегодня проблемы семьи, детям необходимо говорить, что именно семья для них — основная духовная ценность.

Кто-то из читателей может сейчас сказать, что у нас «светское государство» и «СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ». Но ведь светское госу-дарство — это юридическое понятие, сформулированное в противо-вес государству атеистическому, то есть очевидна попытка преодо-леть атеистический, материалистический подход к жизни. А это опять-таки объясняется тем, что в истории нашего народа атеистические и материалистические взгляды никогда не были традиционными, не бы-ли народными, не были первоосновой культурной жизни.

Российское законодательство (законы «Об образовании», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О высшей школе») говорит о том, что мы должны образование базировать на национальных и культур-ных традициях. Но материализм и атеизм никогда не были нацио-нальными и культурными традициями русского народа. Значит, мы должны признать, что закон возвращает нас к православным традици-ям.

Если мы внимательно посмотрим статью 14-ю Конституции Рос-сийской Федерации, то обнаружим, что в ней дано определение свет-ского государства. Некоторые говорят, что светское государство — это когда Церковь отделена от государства. Ни в одном ныне действую-щем законе таких слов вообще нет. Церковь отделил от государства В.И. Ленин своим декретом от 1918 года с целью дальнейшего то-тального уничтожения граждан страны. (Правда, первым такую попыт-ку делало Временное правительство с Александром Керенским во главе.)

Борьба воинствующего безбожия с Православием выражалась прежде всего в борьбе с православной культурой России. Движение «пролеткульт» (пролетарская культура) самоутверждалось, уничтожая все, что свидетельствовало о дореволюционной жизни и культуре.
Вот один факт. В те годы едва не снесли знаменитый памятник «Тысячелетие России», с 1862 года украшающий Великий Новгород. Он якобы не представлял никакой культурной ценности. А на нем изо-бражены более ста великих сынов и дочерей нашего Отечества, среди которых лучшие русские писатели, художники, композиторы, полко-водцы и педагоги — цвет российской культуры.
Воинствующими безбожниками было уничтожено бесчисленное множество драгоценных памятников культуры России — храмов, мо-настырей, рукописей, книг, библиотек, икон, колоколов, а также вели-кое множество живых носителей православной культуры России.

Итак, задумаемся: Церковь — это народ Божий, это верующий народ. Так как же можно верующий народ отделить от государства? Что от государства останется? Ведь верующие — это не только пра-вославные, но и мусульмане, и буддисты, и иудаисты.

А скажите, Германия — светское государство или религиозное? Наверное, светское. Но почему тогда в ее Основном Законе сказано, что изучение религии является обязательным для школ Германии? Более того, в качестве критерия такого обучения является воспитание благоговейного отношения к Богу.
Обратимся к примеру Швеции. Ни у кого не возникает сомнения, что это светское государство. Однако и там религия изучается в госу-дарственных школах. Но принцип светскости образования тем самым не нарушается.
(Впрочем, мы знаем, что Евросоюз сейчас работает совсем в другом направлении. В связи с этим перед глазами опыт Франции мя-тежной — погромы, поджоги, разграбления — не это ли плоды безбо-жия в школе?!)

Наши современные законодатели пошли достаточно мудрым пу-тем. Они написали, что наше государство — светское и что религиоз-ные объединения и организации нельзя создавать в государственных учреждениях. Получается, что мы вернулись к историческим традици-ям России. Ибо в России считалось светским то, что принадлежит го-сударству, что не управляется Церковью. Статья 14-я Конституции именно об этом говорит: понятие «светский» относится не к содержа-нию, а к форме управления. Если православная гимназия управляется государством, то светской, она является государственной, так как го-сударство в ее стенах готовит для себя кадры.
Мнение, что слово «Бог» нельзя произносить в школе, что пра-вославную культуру нельзя преподавать в школе, — идут от эмоцио-нального состояния конкретного человека, от его личного желания «не пущать». А не потому, что государство так решило.
Если человек честный, если он государственный деятель, если он любит и уважает законы своей страны, то он должен понимать это. Нарушением Конституции РФ является только создание религиозной организации или объединения в учебном заведении.
Но многие подходят к этому вопросу по инерции, то есть с со-держательной точки зрения и заявляют: «Давайте не будем препода-вать «Основы православной культуры» ни в школах, ни в вузах».
А почему — не будем?
Преподавать их нужно обязательно.
Потому что вся наша культура является христианской, основой нашей культуры является христианство. Вся европейская культура является христианской.
Примечателен рассказ одного студента. Он в советское время оказался в Германии, в Дрезденской галерее. Стоял — и ничего не понимал.
Потому как темы, сюжеты — библейские. И если сейчас многих молодых людей привести в Эрмитаж, то они тоже будут ходить по за-лам, ничего не понимая, потому что абсолютное большинство произ-ведений, представленных здесь, создано по религиозным мотивам.
Нужно быть действительно культурным человеком, чтобы пони-мать произведения искусства, более того — знать духовные корни своей страны.
Задумаемся: многие наши соотечественники, русские люди, при-езжая на экскурсии в русские монастыри и рассматривая древние храмовые росписи, иконы, словно иностранцы, ровным счетом ничего не понимают в них.
Уже немало есть областей, епархий, где наработан опыт духов-но-нравственного воспитания в системе государственного образова-ния. Что касается нашего края, то надо сказать, что в 2003 году создан Координационный Совет по взаимодействию Департамента образова-ния и науки администрации Архангельской области и отдела образо-вания Архангельской и Холмогорской епархии. Принята и осуществ-ляется уже вторая программа — она охватывает 2005-2006 годы. Сре-ди прочих в ней (а всего здесь 14 пунктов) определено следующее на-правление:
— разработка учебно-методического комплекса по курсу «Пра-вославная культура Русского Севера».
Однако, в этом направлении пока мало что сделано. Думаем, столь серьезное и большое дело невозможно осуществить без орга-низации КАФЕДРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ (или «Основ православной культуры») при ПГУ им. М.В. Ломоносова (либо межвузовской кафедры) (или при АГТУ). Считаю, что наше предложе-ние следует включить в Резолюцию соборной встречи.

В Программе совместной деятельности намечены и другие, не менее важные дела, в частности:
— разработка учебно-методических пособий и цикла лекций для педагогов, родителей и детей «О деятельности тоталитарных сект», направленного на обеспечение духовной безопасности детей и подро-стков. 
— организация в летний период трудовых объединений старше-классников для работы на восстановлении храмов, монастырей и дру-гих епархиальных святынь.
К сожалению, и эти пункты пока не удается претворить в жизнь. Но выполнять их необходимо, т.к. речь идет о детях, их здоровье, вос-питании, духовной безопасности.

Совместно с Департаментом образования и науки мы проводим Иоанновские чтения, семинары, конкурсы для школьников (Малые Ио-анновские чтения) и педагогов («Неиссякаемый родник»), викторины. А для педагогов, ведущих факультативные и специальные предметы религиоведческой и культурологической направленности, — курсы «Основы православной культуры» в государственных и муниципаль-ных образовательных учреждениях» (за три года эти курсы проводи-лись только трижды, хотя этого абсолютно недостаточно; есть жела-ние делать это чаще, но необходимо объединение сил).

Как нам кажется, сегодня чрезвычайно важно разработать и об-ластную целевую программу «За духовное и нравственное здоро-вье подрастающего поколения». И обязательно утвердить ее в об-ластном Собрании депутатов.

Есть также предложение провести межвузовскую студенческую конференцию на тему «Духовные традиции и возрождение Русского Севера». Думаю, следует изыскать возможность для учреждения пре-мий в поощрение авторов лучших докладов.

На эту соборную встречу каждый из нас пришел с желанием вне-сти свою лепту в воспитание и обучение детей. Не будем забывать, что они действительно наше будущее. И от того, как мы их вырастим, будет зависеть будущее нашей страны.


ПРИМЕЧАНИЕ

* — Выделение размером шрифта и цветом — А.Т.




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.