Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Митрополит Корнилий совершил литургию в домовом храме при Северном Арктическом федеральном университете

Служение митрополита Корнилия21 Мая 2023

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 21 мая, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Северном Арктическом федеральном университете им. М.В. Ломоносова.

Архипастырю сослужили городские клирики, пел малый состав архиерейского хора под управлением Татьяны Горшковой.

По окончании Литургии глава митрополии обратился к участникам богослужения с проповедью, полный текст которой приводим ниже.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с продолжающимся праздником Светлого Христова Воскресения, с Пасхой Христовой!

Христос Воскресе!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали повествование святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил слепорожденного человека. Он собирал милостыню себе на пропитание и, увидев его, ученики Христовы спросили Спасителя: «Равви́! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Почему же они задали Господу такой вопрос? В те времена люди ясно знали, что между грехом и болезнью существует очень тесная связь. Например, в наши дни мать учит ребенка, чтобы он, переходя дорогу, крепко держал ее за руку. Что же будет, если он начнет вырываться и бежать вперед? Его ожидает катастрофа, ибо это грех непослушания своим родителям. Если живут супруги, и отец семейства страдает недугом винопития, каковы могут быть последствия? Бывает, что ребенок рождается с различными отклонениями. Во всех наших грехах есть связь с нашими болезнями и недугами, ибо грех есть яд, разъедающий человека изнутри. Поэтому апостолы и спросили Господа, почему так случилось, что сей человек родился слепым и всю свою жизнь он не видел прекрасный окружающий мир, который Бог создал для человека, он не видел ни единого луча солнечного. Спаситель ответил на вопрос апостолов: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Господь никогда не проходил мимо человеческого горя, Он подошел к этому человеку, не задавая ему никаких вопросов, ибо он смиренно просил милостыню и не видел, кто возле него. Христос сказал такие слова: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру». Сказав сии слова, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Видимо, этот человек имел глубокое смирение, он не роптал на Господа за то, что он «несправедливо» родился слепым, и по единому слову Христа Спасителя без всяких неуместных вопросов он пошел на купель Силоам.

Далее евангелист повествует о том, что соседи и видевшие прежде, что человек этот был слеп, говорили: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» Иные говорили, что это он, а иные: похож на него. Он же говорил: «Это я». У него стали спрашивать: «Как открылись у тебя глаза?» Он сказал в ответ: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел». Тогда сказали ему: «Где Он?» Он отвечал: «Не знаю». Затем повели сего бывшего слепца к фарисеям, и они стали допрашивать его, ибо была суббота, когда Господь сделал брение и отверз ему очи. Некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». Другие говорили: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» И была между ними распря. Заповедь о субботе была ветхозаветным установлением для того, чтобы люди не забывали Господа Бога и помнили о делах Божиих. Но разве не Божие дело видим мы, когда Господь исцелил несчастного человека? Конечно, это дело Божие. Но иудейские «слепые вожди слепых», как их называет Евангелие, не видели этого. Они опять спросили исцеленного: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» Он сказал: «Это пророк». Они не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет». Они отвечали так, ибо боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Они снова призвали человека, который был слеп, и сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник». Он ответил им: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Иудеи преисполнились яростью, потому что не хотели видеть правду Божию и уверовать в Сына Божия, и в своей бессильной злобе они сказали ему такие слова: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» И выгнали его вон.

Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Исцеленный спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Спаситель сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему.

Сегодняшнее евангельское повествование в назидание говорит нам о том, что слепорожденный человек получил исцеление не только от физического недуга, и открылись его телесные очи, но и исцелился духовно, открылись его очи духовные. Своими сердечными очами он увидел Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, исповедовал Его Сыном Божиим и поклонился Ему. Возлюбленные во Христе братья и сестры, в продолжающиеся пасхальные дни откроем и мы наши духовные очи и будем проповедовать Воскресшего из гроба Христа Жизнодавца, как это делал чтомый ныне святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. По единому слову Христа Спасителя он оставил свою лодку, невод, отца и пошел по стопам Божественного Спасителя. Мы знаем, что при откровении великих Таин Божиих он находился рядом с Господом и Спасителем нашим. Мы видим его в числе избранных апостолов на горе Фавор, когда он узрел Преобразившегося Христа Спасителя. Мы видим, что Господь зашел в дом Иаира, где воскресил его дочь, с избранными апостолами, в числе которых был Иоанн Богослов. Мы видим его в Гефсиманском саду, когда Господь молился там даже до кровавого пота. Во втором евангельском чтении, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией, повествуется о том, как все апостолы оставили своего Учителя и разбежались «страха ради иудейска», но апостол Иоанн Богослов был возле Креста Господня с Пречистой Матерью Господа и Спасителя нашего. Умирая на Кресте, Господь обратился к нему и, указывая на Пречистую Деву, сказал: «Сыне, се Матерь твоя», а обращаясь к Пречистой Своей Матери и указывая на Иоанна Богослова, Спаситель сказал: «Жено, се сын Твой». В лице Иоанна Богослова Господь усыновил всех нас Матери Божией, и Она после Вознесения Христа Спасителя пребывала в доме Иоанна Богослова до Своего Успения. После Успения Пречистой Богоматери Иоанн Богослов пошел с проповедью ко многим племенам и народам, проповедуя слово Христова учения, и действительно на нем исполнились слова Христа Спасителя, что он будет сыном грома, ибо как гром звучали пламенные проповеди святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В сей день его праздника обратимся к нему с горячей молитвой, чтобы он, любвеобильный, научил нас любви, которую он имел в своем сердце ко Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу и к ближним своим, чтобы он научил всех нас ревностной проповеди Слова Божия, чтобы он наставил нас в искренней вере, которую он имел, и в мужестве, с которым он переносил трудности, выпадавшие на пути его преславной проповеди учения Христова. Пусть жизненный подвиг святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова утверждает и укрепляет всех нас во Христе Иисусе Господе нашем во веки веков. Аминь!

Христос воскресе!

***

По окончании богослужения митрополит Корнилий наградил Карпова Алексея Антоновича благословенной архиерейской грамотой за многолетний вклад в развитие православной культуры на Русском Севере.

Пресс-служба Архангельской епархии

Последние новости по теме: «Праздники»

Все новости по теме «Праздники»




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.