Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Митрополит Корнилий совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Северодвинске

Служение митрополита Корнилия20 Марта 2024

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий вечером 20 марта, в среду первой седмицы Великого поста, совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме святителя Николая Чудотворца в Северодвинске.

Богослужебные песнопения исполнили певчие архиерейского хора.

После богослужения митрополит Корнилий обратился к прихожанам с проповедью. Ниже приводим полный текст архипастырского слова.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

«Душе моя, восстани, что спиши, конец приближается…». Сегодня, возлюбленные во Христе братья и сестры, мы с вами по милости Божией совершили чтение третьей части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Господь благословил нас дожить до этих спасительных дней святой Четыредесятницы, и мы с вами сегодня вновь и вновь обращались ко Господу Богу со словами «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

В покаянном каноне мы с вами слышим множество примеров из Ветхого и Нового Завета человеческого падения пред Господом Богом в грехах и пороках и того, как святые приносили Богу покаяние. Мы с вами слышали, как тяжко согрешил сын наших прародителей Каин, он не принес Богу покаяние, а мог бы исправить свою жизнь, ведь он говорил с Богом так, как сейчас говорю я с вами. Господь Бог спросил его: «Каин, а где же брат твой Авель?» Вместо сокрушенного покаяния он ответил Господу, что он не сторож брату своему. Первое убийство, которое было совершено на земле, было убийством братом своего родного брата. На какой же почве произошло это страшное злодеяние? Что они делили? Золото? Они не знали, что это такое. Участки земли? Но вся земля принадлежала им! Конфликт их был на духовной почве. Брат убил брата лишь из-за того, что этот брат был святой жизни, и Господь призрел на его смиренное сердце и принял его жертву, а гордую жертву Каина – отверг. Почему же он был гордым человеком? Потому что он был первым рожденным на земле, ибо Адама создал Господь, из его ребра создал Еву, а Каин был первым рожденным из утробы матери человеком. Что же было потом? Увы, Каин не принес Богу покаяние, не пролил слезы за убийство своего родного брата. Мы слышим в каноне и другой пример, это пример покаяния царя Давида, который согрешил тяжко пред Господом Богом. Однажды он увидел красавицу Вирсафию и захотел, чтобы она стала его женой, но она была супругой его преданного военачальника. Давида пал с нею, а затем, когда началась война, он приказал своим воинам в ответственную минуту оставить этого военачальника лицом к лицу с врагами. Так и было сделано, и он был убит в страшной схватке. Так Давид после падения с чужой женой совершил второй грех – грех убийства. К нему пришел его всегдашний собеседник пророк Нафан и начал ему говорить притчу о том, как некий богатый человек обидел убогого человека. Рассказав историю, пророк спросил царя, чего достоин человек, который обидел несчастного. Правосудный царь сказал, что он достоин смерти. Тогда пророк Нафан обратился к нему и сказал, что Давид и есть тот преступник, который пал с женой своего военачальника, а затем создал условия для того, чтобы его убили в страшной схватке. Царь раскаялся пред Богом, пролил горькие слезы покаяния, испросил прощения у Господа Бога, и им был написан пятидесятый псалом, о котором многие святые говорят, что сатана трясется и убегает от слов сего псалма. Господь Бог принял раскаяние царя Давида.

Святые отцы говорят нам, что иному человеку требуются месяцы, годы, а иногда и десятилетия для того, чтобы принести Богу достойные плоды покаяния, а другой человек может в один миг раскаяться пред Богом, и Бог простит его грехи. Почему же так? Потому, что Господь взирает на сердца человеческие. Священное Писание говорит нам, что Бог гордым противится, а смиренным подает благодать. Если мы в эти святые спасительные дни, в которые Церковь призывает нас простить согрешения ближним нашим, а затем уже обращаться к Богу со словами покаяния, испрашивая у Господа прощения всех наших согрешений вольных и невольных, мы прежде всего должны обращаться к Нему со смиренным сердцем, ибо гордую молитву Бог всегда отвергает. В эти святые дни все наши молитвы и славословия обращены к Богу, и во всех наших молитвословиях мы хвалим Бога, а затем просим у Него прощения и приносим Ему покаяние. Либо же наоборот - мы каемся, а затем возносим хвалу Господу Богу. Так должно быть в каждой нашей христианской молитве.

Сии святые дни ведут нас к Страстной седмице, когда мы будем говорить такие слова: «Грядый Господь на вольную страсть ради нас и ради нашего спасения..» и до конца прочувствуем всем сердцем и душою все те последние дни великого земного служение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а затем будем праздновать Пасху Христову и здесь на земле, и в невечернем Царствии Христовом. Дни святой Четыредесятницы мы должны проводить в молитве и в посте, в богомыслии, а наипаче должны стремиться причаститься Святых Христовых Таин, соединиться с Господом и Спасителем нашем. Для этого необходимо принести покаяние пред Господом Богом. На Исповеди мы не должны лишь формально называть грехи пред священником, ибо Сам Христос Спаситель принимает нашу Исповедь. Что бы с нами было, если бы нам открылся невидимый мир духовный, и мы бы увидели Христа, Который принимает наше покаяние? Мы должны четко знать, что хоть мы и не можем телесными очами зреть невидимый мир, но Христос всё равно стоит пред нами и стучит в наши сердца, которые мы должны отворить Ему.

Вступая в Великий пост, мы говорили о том, что мы не можем приносить покаяние, пока мы не примирились со всеми ближними и домашними, потому что обида на ближних сидит в нашем сердце подобно некой занозе, и благодать Божия не может войти по этой причине в наши сердца. В эти святые дни потрудимся для спасения нашей бессмертной души, простим все обиды ближним и обратимся к Богу со словами покаяния. Кто же ждет пробуждения нашей бессмертной души, о которой говорится в кондаке певаемого сегодня канона: «Душе моя, восстани, что спиши»? Восстания нашей души ждет Сам Господь наш Иисус Христос, ждет Пречистая Богоматерь, ждет наш ангел хранитель, который является неусыпным хранителем нашей человеческой жизни. Для чего же мы должны пробудить нашу душу? Возможно, для кого-то из нас этот пост может быть последним в жизни, поэтому Церковь наша всегда напоминает нам устами святых отцов: «Помни последняя твоя, и во век не согрешишь». Пусть Милосердный Господь Бог благословит всех нас в эти святые спасительные дни, сохранит нас от соблазнов и искушений, Сам приведет к истинному покаянию и исповеданию наших грехов и соединит всех нас в Причащении Святых Божественных и Животворящих Таин во Христе Иисусе Господе нашем во веки веков. Аминь!

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.