Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Митрополит Корнилий: Пусть покров Владимирской иконы Богоматери всегда присутствует над нашим Отчеством

Служение митрополита Корнилия8 Сентября 2024

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 8 сентября, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе областной столицы.

Архипастырю сослужили городские клирики, песнопения исполнили певчие архиерейского хора.

По окончании богослужения архипастырь обратился к прихожанам со словом назидания, полный текст которого приводим ниже.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с праздником Воскресного дня и с праздником Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы!

Сегодня, предстоя за Божественной литургией мы с вами слышали евангельское повествование, в котором Господь наш Иисус Христос изрек притчу о Царствии Небесном. Спаситель сказал, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. В те далекие времена все рабы были обязаны платить государству, которое олицетворял царь, некую подать. Это было нужно для того, чтобы на собранные средства правитель мог содержать армию, которая будет защищать от нападений неприятелей. Чтобы спокойно жить, все жители платили подать. В притче Господь наш Иисус Христос говорит, что к царю привели некого человека, который был должен ему десять тысяч талантов. По тем временам это было баснословной суммой. Что же ответил царь этому должнику? Он приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. В наши дни не существует таких порядков, но в те времена обычным делом была продажа не только имущества, но и людей. Раб тот пал, и, кланяясь царю, говорил: «Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Неслыханное благодеяние! Представим, что некий человек взял некую сумму в банке, задолжал, просрочил все платежи по кредиту, а потом пришел, стал умолять простить ему долг, и ему простили. Такого не бывает. А сей царь, о котором повествует Евангелие, простил своему рабу весь долг. Как же поступил этот раб? Он нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что́ должен». Сто динариев — это очень небольшая сумма, за которую даже по закону никого не могли продать в рабство. Эту незначительную сумму даже не назвал этот раб, обращаясь к своему товарищу, ибо она была совсем невелика. Товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призвал его и сказал: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Далее Господь наш Иисус Христос, завершая притчу, сказал: «Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Мы с вами много раз в день читаем молитву «Отче наш», и в ней есть сакраментальные слова, с которыми мы обращаемся к Господу Богу: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Каждый из нас задолжал пред Господом невообразимый долг, подобный десяти тысячам талантов. Все заповеди Божии мы преступили, и пред Богом все мы должники, поэтому мы просим Господа Бога: «Остави нам долги наша». Господь в сегодняшней притче говорит о том, что Отец Небесный не оставит нам наши долги, если мы не будем прощать прегрешения ближним нашим. Если мы научимся прощать, и не на словах только лишь, а от чистого сердца, от всей души, то и Господь простит нам наши грехи и беззакония. Все мы в неоплатном долгу пред Господом Богом, и поэтому мы должны встать на путь покаяния, и слезами покаяния очищать наше сердце. Но прежде чем вступить на путь покаяния, нам нужно примириться со всеми, прежде всего с ближними и домашними, а наипаче с теми, кого мы обидели или незаслуженно наказали. Мы должны испросить прощения у тех, кого оскорбили, и сами должны простить тех, кто обидел нас. Это важное и необходимое, но нелегкое дело. Двигаясь по пути спасения, мы должны совершать всё, что заповедует нам Христос Спаситель в Евангелии. Некоторые люди говорят, что не могут простить кого-то. Это очень печально, потому что если христианин, как говорит святитель Иоанн Златоуст, имеет хотя бы одного врага, он не может подойти к Чаше Христовой для того, чтобы достойно и праведно причаститься Святых Христовых Таин. Если мы не прощаем, то причащаемся Святых Таин недостойно, поэтому никогда не войдем в Царство Небесное. Об этом должен знать и помнить каждый верующий человек! Поэтому ныне Святая Церковь и предлагает нашему вниманию сию притчу о Царствии Божием, которую изрек Господь наш Иисус Христос для нашего назидания.

В первые века христианства жили два духовных брата священник Саприкий и верующий мирянин Никифор. Их дружба была столь сильна, что говорили, будто у них одна душа, одно сердце и одна воля. Однако по бесовскому наущению эта дружба превратилась в непримиримую вражду. Через некоторое время Никифор стал посылать к Саприкию друзей с просьбой простить его. Однако всякий раз ходатаи мира наталкивались на ожесточенное сердце священника, который приносил Святую Жертву, не примирившись с братом. Смиренный Никифор решил тогда сам пасть в ноги безжалостному Саприкию в надежде смягчить его. Но тот пошел своей дорогой, даже не взглянув на простертого на земле друга. В то время усилились гонения на христиан. Саприкий был схвачен и предстал перед судом. Он с твердостью исповедал, что служит христианским священником и скорее умрет, чем принесет жертву ложным богам. Поскольку под пытками он остался неколебим, его приговорили к отсечению главы. Никифор, с волнением глядя, как друг отдает жизнь за Христа в разлуке с братом, бросился к нему с восклицанием: «Мученик Христов, прости мне поступки, за которые ты гневаешься на меня!» Холодный и безучастный, словно камень, Саприкий пошел дальше. Не унывая, Никифор нагнал его в другом месте и вновь обратился с той же мольбой под насмешки охраны, не достигнув успеха. Еще раз он повторил попытку, когда они пришли к месту казни. Вновь в ответ на поток слез он получил лишь гнев и оскорбления мученика. В тот самый миг, когда палач поднял меч и нетленный венец мученичества должен был снизойти с Небес, Бог отнял благодать у недостойного Саприкия. Тот неожиданно повернулся к палачу и спросил: «Зачем ты хочешь отрубить мне голову?» – «Потому что ты отказываешься подчиниться приказам императора и поклониться идолам». Никифор в слезах закричал: «Нет, возлюбленный брат, не делай этого! Не отрекайся от Господа, не теряй венца, которого ты искал, вытерпев столько мучений!» Но тот, кто оставался столь упорно глух к мольбам о мире, и теперь не стал слушать его и начал упорствовать в отказе от веры. Тогда Никифор обратился к палачу и воскликнул: «Я христианин. Я верую в Господа нашего Иисуса Христа, от Которого этот человек только что отрекся. Отпустите его и дайте мне умереть вместо него!» О происшедшем доложили начальнику, и тот приказал отпустить Саприкия и казнить Никифора. Никифор с радостью положил голову на плаху и отдал жизнь, подражая Христу, за того, кто в силу гордыни и жестокосердия потерял воздаяние. Сие повествование служит нам в напоминание о том, что нужно помнить слова Священного Писания о том, что Бог гордым противится, а смиренным подает благодать. Благодать Божия покидает нас, когда мы ведем себя гордо, и мы сами себя лишаем возможности войти в Царство Божие, а смиренные люди, которые от чистого сердца прощают друг другу прегрешения и просят прощения у Бога, получают от Господа прощение всех согрешений вольных и невольных. Священное Писание говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое…» Речь идет о сердце, очищенном слезами покаяния. Мы должны примириться с ближними своими и с Господом Богом, и такое очищенное сердце хочет видеть у нас Господь и сотворить в нем обитель со Отцем и Святым Духом.

В сей день, возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры, мы прославляем икону Пречистой Богоматери, именуемую «Владимирская». Сия святая икона написана святым апостолом и евангелистом, ученым врачом Лукою, на доске от стола, на котором трапезничало Святое Семейство в доме святого праведного Иосифа Обручника. Сей образ был преподнесен Пречистой Богоматери при Ее земной жизни, и Владычица, увидев этот образ, благословила его и сказала: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!» Эта икона долгие годы пребывала в Константинополе, а затем пребыла в пределы Святой Руси. Образ находился во граде Владимире, и когда в 1395 году к Москве приближался вождь Тимур-Тамерлан с огромной армией, митрополит Киприан послал во Владимир посольство за главной святыней Руси — чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути наши благочестивые предки, стоя на коленях, неустанно молились и взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы. Тамерлан был к тому времени в ста километрах от Москвы. В тот самый час, когда жители столицы встречали икону и молились перед ней, он дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена в окружении святителей и небесного воинства, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих мудрецов и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена — это Матерь Божия, великая защитница христиан. Тамерлан послушал мудрецов, и без боя его полки оставили пределы Московской Руси. Божия Матерь во все времена защищала Отечество наше от всех врагов видимых и невидимых. И в наше непростое время мы с вами с горячей молитвой будем просить Царицу Небесную, чтобы Владычица мира не оставила Русь Державную без Своего Покрова и Заступления. Да сохранит Пречистая Богоматерь Церковь нашу Русскую, державу нашу Российскую и народ наш Богохранимый. Пусть теплая молитва Пресвятой Богородицы согревает наши сердца и души и обращает нас к покаянию, ибо Матерь Божия любит тех, кто верит и служит Ее Божественному Сыну. Пусть покров Владимирской иконы Богоматери незримо присутствует над нашей столицей Москвой и над всем нашим Отчеством Российским всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

С праздником Воскресного дня и с праздником Владимирской иконы Божией Матери поздравляю всех вас, дорогие мои!

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.