Митрополит Корнилий 24 августа совершил Божественную литургию в Архангельске
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 24 августа, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе областной столицы.
Архипастырю сослужили городские клирики, песнопения исполнили певчие архиерейского хора под управлением Ирины Якуниной.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и совершена молитва о Святой Руси.
Глава митрополии обратился к участникам богослужения с проповедью, полный текст которой приводим ниже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сегодня, возлюбленные во Христе братья и сестры, мы с вами слышали за Божественной литургией евангельское повествование святого апостола и евангелиста Матфея, в котором Господь наш Иисус Христос изрек притчу о должниках.
Христос Спаситель, говоря о Царствии Божием, зачастую прибегал к иносказательному языку притч, чтобы люди могли уразуметь Его проповедь. Недаром святой первоверховный апостол Павел говорит такие замечательные слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Сегодня мы слышим из уст Спасителя притчу о том, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Что это означает? Каждый царь собирал налоги со своего народа. Прежде всего, это делалось для того, чтобы содержать воинов, которые смогут защитить народ от нападений неприятелей. Во-вторых, иудейский восточный народ был народом торговым, и когда Господь говорил о денежных величинах, слушавшим Его людям всё было понятно. Далее Господь в притче говорит, что когда царь начал считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Мы с вами должны понимать, что по закону того времени, если человек не мог заплатить, сборщик податей, мытарь, имел право и возможность внести плату за должника, но затем он мог требовать с него в три-четыре раза больше денег. Царь, о котором говорит Господь, умилосердившись над рабом, отпустил его и простил ему огромный долг, ибо десять тысяч талантов по тем временам было огромной суммой, которую практически невозможно отдать. Что же сделал этот раб? Он, выйдя от царя, нашел одного из тех, кто должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что́ должен». Должник пал к ногам его, умолял его и говорил: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев сие печальное событие, очень огорчились и, придя, рассказали обо всем царю. Тогда царь призвал его и сказал: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?» Разгневавшись, царь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. «Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его», — сказал Господь наш Иисус Христос, завершая притчу.
Кто же сей царь, о котором говорится в притче? Это Господь наш Иисус Христос. А в лице раба мы видим каждого из нас, всё человечество. Все мы неоплатные должники пред лицем Господа Бога. Каждый день мы с вами читаем молитву «Отче наш», в которой сказаны такие сакраментальные слова: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы просим Господа Бога, чтобы Господь простил нам все наши согрешения, то есть оставил все наши долги, как и мы должны простить и оставить должником нашим. Если не будем прощать грехи и обиды нашим ближним, то и Господь не простит и не оставит грехи наши. Даже если будем постоянно ходить в храм, усердно поститься, посетим все святые места в мире, раздадим все деньги нищим, всё это будет напрасно, если мы не будем прощать ближних наших. Если имеем хотя бы одного врага, мы не можем приступать к Чаше Христовой и достойно и праведно причащаться Святых Христовых Таин, как говорит святитель Иоанн Златоуст. Прощать ближних мы должны от чистого сердца, а не формально. Порой в ответ на просьбу о прощении человек может сказать: «Бог простит», а на самом деле он не простил и не забыл, и по прошествии многих лет он может прийти на Исповедь и сказать: «Прошли годы, а забыть обиду я не могу». Это говорит о том, что человек не простил ближнего, и поэтому не может просить у Бога прощения своих согрешений. Все наши труды христианские напрасны, если благодать Духа Святого не входит в наше сердце. Если в сердце злоба, обиды на ближних, то благодать Духа Святого не может войти в такое сердце.
Святитель Димитрий Ростовский в житиях святых описывает такой случай, имевший место в первые века христианства, когда мученическая кровь лилась рекой. Жили два духовных брата священник Саприкий и верующий мирянин Никифор. Их дружба была столь сильна, что говорили, будто у них одна душа, одно сердце и одна воля. Однако по бесовскому наущению эта дружба превратилась в непримиримую вражду. Через некоторое время Никифор стал посылать к Саприкию друзей с просьбой простить его. Однако всякий раз ходатаи мира наталкивались на ожесточенное сердце священника, который приносил Святую Жертву, не примирившись с братом. Смиренный Никифор решил тогда сам пасть в ноги безжалостному Саприкию в надежде смягчить его. Но тот пошел своей дорогой, даже не взглянув на простертого на земле друга. В то время усилились гонения на христиан. Саприкий был схвачен и предстал перед судом. Он с твердостью исповедал, что служит христианским священником и скорее умрет, чем принесет жертву ложным богам. Поскольку под пытками он остался неколебим, его приговорили к отсечению главы. Никифор, с волнением глядя, как друг отдает жизнь за Христа в разлуке с братом, бросился к нему с восклицанием: «Мученик Христов, прости мне поступки, за которые ты гневаешься на меня!» Холодный и безучастный, словно камень, Саприкий пошел дальше. Не унывая, Никифор нагнал его в другом месте и вновь обратился с той же мольбой под насмешки охраны, не достигнув успеха. Еще раз он повторил попытку, когда они пришли к месту казни. Вновь в ответ на поток слез он получил лишь гнев и оскорбления мученика. В тот самый миг, когда палач поднял меч и нетленный венец мученичества должен был снизойти с Небес, Бог отнял благодать у недостойного Саприкия. Тот неожиданно повернулся к палачу и спросил: «Зачем ты хочешь отрубить мне голову?» – «Потому что ты отказываешься подчиниться приказам императора и поклониться идолам». Никифор в слезах закричал: «Нет, возлюбленный брат, не делай этого! Не отрекайся от Господа, не теряй венца, которого ты искал, вытерпев столько мучений!» Но тот, кто оставался столь упорно глух к мольбам о мире, и теперь не стал слушать его и начал упорствовать в отказе от веры. Тогда Никифор обратился к палачу и воскликнул: «Я христианин. Я верую в Господа нашего Иисуса Христа, от Которого этот человек только что отрекся. Отпустите его и дайте мне умереть вместо него!» О происшедшем доложили начальнику, и тот приказал отпустить Саприкия и казнить Никифора. Никифор с радостью положил голову на плаху и отдал жизнь, подражая Христу, за того, кто в силу гордыни и жестокосердия потерял воздаяние. Сей пример для нас, который говорит, что мы должны всегда прощать ближним и дальним, и стремиться первыми примириться с нашими ближними, испросив у них прощение, дабы благодать Святого Духа всегда пребывала в наших сердцах. Об этом говорит святой преподобный отец наш Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Не десятки человек, не сотни, но тысячи! Сам батюшка преподобный Серафим очень много трудился для того, чтобы стяжать в своем сердце благодать Духа Святого, и каждый христианин должен трудиться над этим. Господь наш Иисус Христос в сегодняшней притче учит, какие труды мы должны прилагать для того, чтобы достичь Царства Небесного. В святые дни Успенского поста достойно и праведно принесем наши скромные труды поста и молитвы, прежде всего, испросим прощения у ближних наших, принесем плоды достойные покаяния, раскаемся в наших согрешениях и причастимся Святых Христовых Таин ради спасения нашей бессмертной души. Пусть каждый из нас достигнет спасительного праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и по молитвам Царицы Небесной да сохранит всех нас Господь Бог во Христе Иисусе Господе нашем во веки веков. Аминь!
С праздником воскресного дня и с продолжающимся праздником Преображения Господня поздравляю всех вас, дорогие мои!
Пресс-служба Архангельской епархии
Фото к новости:
Последние новости по теме: «Служение митрополита Корнилия»
Последние новости по теме: «Праздники»
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.
























