Митрополит Даниил в праздник Сретения Господня совершил Литургию в Заостровье

Служение митрополита Корнилия15 Февраля 2019

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в праздник Сретения Господня, 15 февраля, совершил Литургию в Сретенском храме села Заостровья под Архангельском.

«Мы собрались в этом храме ради спасения, — сказал владыка в проповеди. — Как оно происходит? Для ответа на этот вопрос, нужно знать, в чем была погибель? Она заключалась в том, что первые люди — Адам и Ева — соединились с диаволом, обольстились, отпали от Бога, приняли в себя болезнь. После грехопадения человек стал не полностью злым, но добро в нем соединилось со злом. Нечто подобное происходит, когда с хорошим продуктом соединяется яд. Яда мало, но он оскверняет всё. Надо понимать, что добро, соединенное с ядом греха, неугодно Богу».

Человеческая природа очищается лишь во Христе, подчеркнул архипастырь: «Поэтому только соединенное с верой в Спасителя добро может послужить нашему спасению. Христос полностью воспринял человеческую природу, взял на Себя наши грехи. А мы мало постимся и мало молимся, но Бог принимает и это, если мы веруем во Христа и присоединяем свое усердие и стараемся жить по заповедям. Вне Христа спасение невозможно, это мы должны четко понимать. Бог не принимает добродетели, которая не зиждется на Новом Завете».

Глава митрополии отметил, что жизнь по Евангелию невозможна без смирения. «Мы должны осознавать и ощущать свою греховность. А уже после этого Бог может дать нам другие дары, и они не послужат в погибель. Часто мы осознаем, но не ощущаем свое несовершенство. А нормальное состояние для христианина — видеть свои грехи как бесчисленное множество морских песчинок! Такое видение своей греховности — это начало просвещения и здоровья души! Это главное во спасении, это платформа, на которой должно строиться остальное. Устремиться к стяжанию любви без смирения — это как начать строить дом без фундамента. Будем помнить, что наше спасение — это расторжение общения с диаволом и устремление ко Христу!» — завершил проповедь владыка.

О празднике Сретения Господня

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа (Лк. 2, 22—40). В 40-й день после рождения Богомладенца принесли в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в церковь с младенцем, чтобы принести Творцу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.

В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Святой Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Творца, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица пророчица Анна, дочь Фануилова, которая постом и молитвой служила Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37–38).

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим в христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский(† 312), Кирилл Иерусалимский († 360), Григорий Богослов († 389), Амфилохий Иконийский († 394), Григорий Нисский († 400), Иоанн Златоуст († 407). Но, несмотря на раннее происхождение, праздник до VI века совершался не так торжественно. В 544 году жителей Византии поразила моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия прекратились. В благодарность Богу Церковь в 544 году установила торжественное празднование Сретения Господня.

Церковные песнотворцы украсили праздник многими песнопениями: в VII веке — святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Образ символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации