Митрополит Корнилий совершил последнюю в 2020 году Литургию Преждеосвященных Даров

Служение митрополита Корнилия15 Апреля 2020

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 15 апреля совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Николая Чудотворца в столице Поморья. В этот день — среду Страстной седмицы — за богослужением последний раз произносят молитву преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

Владыке сослужило духовенство епархии, пел малый состав Архиерейского хора под управлением Татьяны Горшковой.

За малым входом митрополит Корнилий наградил благочинного Холмогорского округа протоиерея Олега Шевчука правом ношения наперсного креста с украшениями. Также архипастырь наградил настоятеля архангельского храма святителя Николая Чудотворца священника Михаила Кузнецова правом ношения наперсного креста желтого цвета.

В проповеди после богослужения владыка напомнил, что в Страстную среду Церковь вспоминает два эпизода последней недели земного служения Господа Иисуса Христа – помазание Его миром и предательство Иудой Искариотом.

Ночь со вторника на среду Христос провел в Вифании. Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 26, 6-17), в доме Симона прокаженного одна женщина грешница возлила на главу Спасителя драгоценное миро. Тем самым, по словам Самого Спасителя, она приготовила Его на будущее погребение.

В ту же ночь на совете первосвященников, книжников и старейшин окончательно было решено хитростью схватить Христа и осудить Его на казнь. Предать Учителя решился один из Его учеников — Иуда Искариот. Он пришел к первосвященникам и договорился с ними о том, что за тридцать сребреников выдаст Христа при удобном случае.

«Грешная женщина с сокрушенным сердцем, с глубоким внутренним покаянием, не говоря ни единого слова, пришла к Спасителю и своим поступком показала веру, — сказал митрополит Корнилий. — А Иуда возненавидел Спасителя и братию, потому что он был вор, как повествует Евангелие. Он носил средства, на которые жили апостолы, и не гнушался брать для себя из этой общей казны. За деньги он предал Божественного Учителя. Мы сегодня видим два противоположных примера. Не будем же уподобляться Иуде, не будем предавать своей веры, своих близких! Но да послужит нам примером грешница, которая принесла Богу чистосердечное покаяние!»

Также глава митрополии напомнил, что благовонное миро, которое возливала на Христа грешница, стоило очень дорого. Увидев такую трату, Иуда возмутился: почему бы не продать это миро и не раздать нищим? «Многие люди и в наши дни пишут и говорят, возмущаются тем, что мы строим храмы Божии, золотим купола. Давайте все продадим и раздадим нищим, говорят они. Но не о нищих они заботятся! Тот, кто прилепился сердцем к сребролюбию, не может служить Христу. Конечно, мы должны существовать, нам нужны средства, надо купить еду, заплатить за квартиру, есть и другие расходы. Святитель Иоанн Златоуст писал так: пусть деньги не господствуют над вами, пусть душа не принадлежит деньгам, но вы господствуйте над деньгами, не привязываясь к ним. Так мы можем избежать греха сребролюбия. Пусть в эти дни Господь даст нам благодать, чтобы мы как жена грешница покаялись, и чтобы Бог принял наше покаяние!» — завершил проповедь митрополит Корнилий.

Напомним, что Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой. В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В Великий четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе профессор Московской Духовной академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди исповедуются и причащаются. Великая суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас».

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господа и «На плач Пресвятыя Богородицы», затем верующие прикладываются к Плащанице.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Использованы материалы сайта www.pravmir.ru

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Епископ Савва (Тутунов): Апокалиптические утверждения в карикатурной форме – это паразитизм, и он был всегда
18 Июн 2020

Епископ Савва (Тутунов): Апокалиптические утверждения в карикатурной форме – это паразитизм, и он был всегда


Как во время вынужденного карантина из-за коронавирусной инфекции жила Русская Православная Церковь, есть ли в ней разномыслие и опасается ли она «цифровых концлагерей»?

Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет
11 Июн 2020

Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет


Как сегодня живет Сийская обитель, возрождаясь после разрухи и радуясь великому юбилею? На вопросы корреспондента портала «Монастырский вестник» отвечает игумен Феодосий (Нестеров).

Верить, надеяться и жить!
4 Июн 2020

Верить, надеяться и жить!


Памятные и важные моменты жизни и служения митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия.

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?
2 Июн 2020

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?


Важно разобраться, а что такое защита детей? Должны ли мы защищать детей, которые находятся в утробе матери?