Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Митрополит Корнилий совершил всенощное бдение в канун праздника Преображения Господня

Служение митрополита Корнилия18 Августа 2020

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 18 августа, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа совершил всенощное бдение в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья.

Владыке сослужило духовенство храма, пел мужской состав Архиерейского хора под управлением Виктора Ежова.

После богослужения глава митрополии обратился к молящимся со словами назидания. Приводим полный текст архипастырской проповеди.

На утреннем богослужении всенощного бдения мы с вами слышали евангельское слово о том, как Господь наш Иисус Христос взял самых преданных учеников и апостолов и поднялся на высокую гору, чтобы помолиться. Во время молитвы лицо Его просветлело как солнце, а одежды стали белыми как свет. Апостолы не могли даже смотреть ни на лицо, ни на одежды Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Перед Ним явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия. Пророк Моисей — держатель законодательной скрижали, которую некогда вручил ему на горе Синай Господь — тех десяти заповедей, по которым живет все человечество. А пророк Илия представлял всех ветхозаветных пророков, он в свое время нес подлинное служение перед Богом и людьми и был взят в теле в Царство Небесное. Эти два пророка свидетельствовали о Спасителе нашем и беседовали с Господом. А о чем же они беседовали с Ним? О грядущих страданиях Христа Спасителя в Иерусалиме, о том, что Он пришел для того, чтобы принять крестную смерть и пролить кровь за грехи всего мира, в третий день воскреснуть и затем вознестись на небеса.

Дальше апостолы увидели, как облако покрыло всё, и из облака был глас Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, Его послушайте!» (Лк. 9:35). И апостолы в страхе пали, они не могли больше ни видеть, ни слышать, что происходило на Фаворской горе. Господь поднял их, и они снова пошли вниз с этой горы, для того, чтобы дальше нести свое земное служение.

Обратим свое внимание на то, что сказал во время Преображения апостол Петр. Он предложил: «Господи, как хорошо нам всем здесь быть, давай сделаем три кущи — одну Тебе, другую Моисею, третью — Илие, и останемся здесь» (Лк. 9:33). Как хорошо всегда нам быть в храме Божием. А почему же, зададим себе вопрос? Да потому что здесь с нами Бог, здесь божественная благодать. Со Христом человек имеет счастье, но не призрачное земное, а вечное, которое перейдет с нами в Царство Небесное.

Господь взошел на гору для того, чтобы помолиться, и мы всегда будем восходить умом, сердцем и душой от наших земных забот, чтобы помолиться Ему. Во время молитвы произошло Пребражение Иисуса Христа, и как говорят святые отцы, во время молитвы происходит преображение и нашей души.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Будем стяжать в своем сердце благодать Святого Духа, чтобы Господь преобразил наши души и сердца и соединил с Собою во веки веков. Аминь.

Еще раз, дорогие мои, я сердечно всех вас поздравляю с праздником Преображения Господня, пусть Его милость и благословение, и Его фаворский свет осеняют наш жизненный путь и пребывают с нами во веки веков. Аминь.

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы». Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), — пишет евангелист Лука, — Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, — это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, — замечает Лука и продолжает. — И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?"» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания — не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей... состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя и грозного пророка Илию, — которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, — Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» — сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» — каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног — апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Источник справки: портал Азбука.ру


Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.