Митрополит Корнилий: На заповеди о любви к Богу и ближнему зиждется весь род человеческий

Служение митрополита Корнилия29 Ноября 2020

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 29 ноября, в неделю 25-ю по Пятидесятнице, совершил Божественную литургию в Ильинском кафедральном соборе областной столицы.

Владыке сослужило духовенство храма, пел Архиерейский хор под управлением Татьяны Горшковой.

После богослужения митрополит Корнилий обратился к прихожанам с проповедью. Приводим полный текст архипастырского слова.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!

Сегодня мы слышали за богослужением евангельское чтение, в котором говорилось, как некий законник, искушая Спасителя мира, спросил: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот вопрос волновал людей в Ветхом Завете, и в Новом Завете, и в наше время. Сегодня многие приходят с вопросом, как жить, чтобы получить Царство Небесное.

Господь ответил вопрошавшему: «В Законе что написано? Как читаешь?» Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Христос же сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но законник, желая оправдать себя, спросил Господа: «А кто мой ближний?»

Господь ответил на это притчей. Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Тою дорогою шел один священник и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же, проезжая, увидел его, сжалился, перевязал ему раны, возливая масло и вино. Посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем, а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Спаситель спросил, кто из троих людей был ближним тому, кто пострадал от разбойников? Законник сказал, что ближним был тот, кто оказал ему милость. Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Почему же прошли мимо и священник, и левит, который был ветхозаветным диаконом? Потому что по закону иудейскому, который содержал около полутора тысяч заповедей, иудеи не имели права прикоснуться к такому человеку, ибо считалось, что они от этого осквернятся. Иудеи ненавидели самарян, если иудей шел в Иерусалим на праздник, он за множество километров обходил Самарию, чтобы не встречаться с жителями той страны, которых они считали еретиками, и встречу с которыми считали осквернением. А здесь мы видим, какую милость сотворил самарянин, тем самым став ближним иудею.

О чем говорит эта притча? О том, что у Бога нет ближних и дальних людей. Для Бога все ближние! Апостол Иоанн Богослов говорит нам такие слова: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

Святые отцы о сегодняшнем евангельском чтении говорят, что в образе человека, который вышел из Иерусалима, можно иметь в виду Адама, который вышел из Царства Небесного и пошел по жизненному пути. В лице Адама мы подразумеваем все человечество. Разбойники, которые напали на этого человека, — это бесы, желающие нам погибели. Грехами и страстями и пороками, которые они навевают денно и нощно, они наносят нам раны, которые порой очень трудно уврачевать. Священник и левит — это Ветхий Завет и Ветхозаветная Церковь, которая призывала ко спасению, но не могла спасти человечество. Добрый самарянин — это Господь наш Иисус Христос, Который пришел ради нас и ради нашего спасения. Он оказал помощь уже, казалось, погибающему роду человеческому. Он дал нам таинства церковные в виде вина и елея, которые он возливал на несчастного человека. Только таинствами Церкви мы спасем наши бессмертные души и можем уврачевать наши смертельные раны. Он привел нас в гостиницу, под которой мы разумеем Святую Апостольскую Православную Церковь, куда Господь призвал всё человечество для спасения. Служители гостиницы — это святые отцы Церкви, архипастыри и пастыри, которым Христос поручил Свою паству, дав два динария — то есть Священное Писание и Священное Предание, и сказав: «Я возвращусь и воздам вам сторицею». Господь говорит о Своем Втором славном Пришествии, когда Он придет для того, чтобы осудить этот мир и воздать всем по делам их.

Дорогие братья и сестры, вложим сегодняшнюю притчу в наши сердца и будем помнить, что на заповеди о любви к Богу и ближнему зиждется весь род человеческий. Только исполняя эту наиглавнейшую заповедь, человек исполнит все остальные заповеди. Блаженный Августин говорил: «Люби Бога и делай, что хочешь». Что это значит? Если ты любишь Бога, ты не сделаешь ничего дурного ни себе, ни ближнему твоему, потому что будешь хранить себя от всех злых дел и намерений.

Пусть Милостивый Господь научит нас исполнять эту святую заповедь, которую Он исполнил, когда молился на Кресте о Своих распинателях. Пусть Его благословение утверждает и укрепляет всех нас во Христе Иисусе, Господе нашем, во веки веков. Аминь!

С праздником воскресного дня поздравляю всех вас, дорогие мои!

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации