Митрополит Корнилий совершил Литургию в Троицком храме Архангельска в день памяти одного из небесных покровителей города

Служение митрополита Корнилия10 Января 2022

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 10 января совершил Божественную литургию в Троицком храме Архангельска. В этот святочный день областная столица празднует память одного из своих небесных покровителей — священномученика Николая Родимова.

За Литургией владыке сослужили городские клирики, пел архиерейский хор под управлением Татьяны Горшковой. Проповедь по запричастном стихе произнес игумен Феодосий (Нестеров).

После богослужения глава митрополии обратился к молящимся со словом назидания, полный текст которого приводим ниже.

Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и с праздником памяти священномученика Николая, настоятеля сего святого храма, который нес здесь свое многолетнее пастырское служение.

Праведники вовеки живут, говорит нам сегодня Священное Писание. Это может показаться парадоксальным, но люди, которые не несут великой ответственности перед Богом, как правило, живут тихо, мирно, спокойно и сподобляются такой же тихой кончины. Те люди, которые облечены великой ответственностью пред Господом Богом, несут жизнь, полную скорбей, и подчас имеют страшную кончину. Пророк Исаия был перепилен деревянной пилою, пророк Иеремия был побит во рве камнями, святой пророк Иоанн Креститель был усечен мечом, святой апостол Павел также был усечен мечом, первоверховный апостол Петр был распят на кресте вниз головою, святой архидиакон Стефан был побит камнями, все святые апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученические венцы, как и многие и многие тысячи святых великомучеников и мучеников Церкви Божией. Зададимся вопросом, почему же так?

Когда мы видим величественное красивое здание, восхищаемся премудрым архитектором, который создал такой шедевр, но никто из нас не видит фундамента, который заложен в основу великолепного строения. В фундамент Святой нашей Матери Церкви Православной вложены мученические жизни и смерти. На крови мучеников стоит Христова Церковь, и наша Церковь Русская не стала исключением. В 1918 году, когда архипастыри собрались на Архиерейский собор, не приехал один почтенный участник — митрополит Киевский Владимир. Вскоре пришло страшное известие, которое потрясло весь архиерейский собор. Все узнали о том, что митрополит Владимир был истязаем пьяными матросами, выведен за стены Лавры и зверски убит. Кровь православных христиан в прошлом веке лилась рекой в нашей стране и во граде Архангельске. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, северная земля подобна антиминсу, потому что вся она пропитана кровью мучеников. Священномученик Николай, который был настоятелем сего святого храма, много лет совершал здесь свое пастырское служение и был почитаем народом Божиим, с чем не могли примириться безбожные власти.

В евангельском чтении о Страданиях Господа нашего Иисуса Христа повествуется о том, что Пилат, который судил Спасителя, задал вопрос, что есть истина. Святой Страдалец ничего не отвечал ему. Почему же Христос безмолвствовал? Потому что Истина стояла перед глазами Пилата, и он Ее не видел. Священномученик Николай по примеру Божественного Крестоносца Христа Спасителя ничего не отвечал следователям, которые его допрашивали, он безмолвствовал, потому что никакой вины на нем не было.

В день, когда мы прославляем святого угодника Божия, зададим себе вопрос, почему же на нашу землю пришли страшные гонения, подобные тем, которые были в первые века христианской истории, когда кровь верующих лилась рекою? За отступление от Бога, говорит нам Священное Писание. Некогда богоизбранный народ имел особое благоволение Божие, но, отвернувшись от Бога, он потерял Иерусалимский храм, который был разрушен, и во Святая святых был слышен глас, сказавший «Уйдем отсюда», и Божественная благодать оставила некогда святое место, осталась лишь стена плача. Некогда православная держава, называемая Византиею, отошла от Бога, отвернулась от Православия и пошла на унию с Римом. Тогда в Константинополе многие увидели, как некий Божественный огнь покинул храм святой Софии, и вскоре не только не стало Константинополя, но и Византия прекратила свое существование. Благодать Божия была отнята. Наш русский народ богоносец в течение девяти веков строил храмы и монастыри, молился Господу Богу, но державный корабль начал раскачиваться, и многие люди отошли от Бога. Если народ отворачивается от Бога, то Господь у него отнимает святыни. На многих святых местах, в монастырях и в храмах наших, в течение семидесяти лет мы видели мерзость запустения. Сейчас по особой милости Божией, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами святых наших новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы воссоздаем святыни Божии и наполняем их молитвой. Будем всегда помнить о том, что союз между Богом и человеком имеет особую грань, которую мы не вправе нарушать. Если нам много дано, с нас много и спросится.

Пусть подвиг священномученика Николая, покровителя не только этого святого храма, но и всей нашей Архангельской северной земли, укрепляет, благословляет и вдохновляет всех нас на христианский подвиг. Его теплое предстательство у Престола Божия да хранит всех нас на всех путях жизни нашей во веки веков. Аминь!

С праздником поздравляю всех вас, дорогие мои!

***

Святой Николай Родимов родился 9 марта 1856 года в деревне Биричевская Онежского уезда Архангельской губернии. Отец Николай окончил Архангельскую духовную семинарию, позднее был надзирателем духовного училища. Во священники его рукоположил епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил и определил для несения пастырского служение на приход села Пуя Шенкурского уезда. В 1896 году священника утвердили в должности духовника Архангельской духовной семинарии, затем перевели в клир Свято-Троицкого Кузнечевского храма.

В начале XX века отец Николай Родимов стал одним из самых видных клириков Архангельской епархии. В 1908 году его возвели в сан протоиерея и назначили настоятелем Свято-Троицкого храма. В этой должности отец Николай пробыл до самого закрытия церкви. Во время Первой Мировой войны священник по указу Архангельской духовной консистории нес послушание духовника городских священнослужителей.

С 21 сентября 1920 года начался крестный путь отца Николая. По постановлению Архгубчека его арестовали и приговорили к двум годам лагеря за «антисоветскую агитацию», которую священник якобы «проводил после воскресных вечерних служб». После закрытия Свято-Троицкого храма отец Николай служил в Ильинской церкви (ныне Ильинский кафедральный собор Архангельска). 11 декабря 1937 года священника арестовали за проведение «контрреволюционной агитации» против выборов в Верховный Совет. Спустя месяц расстреляли. Решение о канонизации протоиерея Николая Родимова приняли 6 октября 2006 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Священномученик Николай — первый в новейшей истории Архангельска пастырь, прославленный в лике святых за мученический подвиг ради Христа.

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации