«Засвидетельствовали принадлежность Севморпути исключительно России»: епископ Иаков принял участие в арктической экспедиции

Вести Нарьян-Марской епархии11 Ноября 2020

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков принял участие в подводно-поисковой экспедиции по обследованию места гибели парохода «Челюскин», который затонул в Чукотском море 13 февраля 1934 года.

В составе экспедиции также были водолазы, ученые и журналисты Первого канала. Целью определили обновление данных о фактическом местонахождении «Челюскина», а также создание трехмерной модели о его состоянии. Исследователи прибыли в район гибели судна на буксире-спасателе «Лазурит».

«Тема Северного морского пути является для России чрезвычайно актуальной, — считает епископ Иаков. — Обстоятельства международной политики, когда не только северные государства, но и страны, находящиеся намного южнее северного полярного круга, претендуют на право свободного торгового, военного и экономического использования арктических морей, до сравнительно недавнего времени входивших в территориальные границы СССР, требуют от Российского государства неотложных мер и действий по защите арктических акваторий, островов, транспортных путей, которые Россия осваивала на протяжении веков своего бытия и первооткрывателями которых были русские и российские первопроходцы, исследователи, географы».

Подробное описание экспедиции можно прочитать на сайте Нарьян-Марской епархии. Здесь приведем лишь некоторые пассажи епископа Иакова.

«Снявшись с якоря, берем курс к месту гибели парохода «Челюскин». Это девять часов ходом в наши крейсерские неспешные 9-10 узлов. Несмотря на обнадеживающие прогнозы, полученные ранее, море неспокойное: довольно свежий ветер и зыбь от ушедшего шторма доставляют беспокойство. При таких условиях работа водолазов просто исключена. Конечно, в этих обстоятельствах особая ответственность на тех, в ком видят служителей Господа Бога, — приводит слова архипастыря епархиальный сайт. — Так или иначе, но и участники экспедиции, и команда судна будут связывать успех или неуспех подъятых трудов именно с человеком Церкви, находящимся на борту. Благоразумие требует дать хотя бы малое отдохновение после пятичасового перелета, разгрузочно-погрузочной (с вертолета) и еще раз, но уже погрузочно-разгрузочной (на море) работы, — и это общий чай. Но благоразумие требует несколько большего: надо, необходимо просить Божией помощи на предстоящий труд. То есть: за чаем довожу до личного состава: через 10 минут после чаепития в Чукотском море — на баке молебен о ниспослании Божией помощи предстоящему доброму делу.

Волнение — верных 3 балла; это означает, что наш ковчег водоизмещением чуть более 1700 т. не может не реагировать на волну, но то обстоятельство, что "Лазурит" идет почти на волну, обуславливает то, что качка символическая. Для привыкших ходить по морям-по волнам качки нет, ее не замечаешь. Наш курс на северо-восток фактически обуславливает канонически правильное устроение дел: молиться православным подобает на восток. Малое облачение, мантия, требник, кропило, чаша со святой водой. На баке собрались все: экспедиция в полном составе, капитан, все свободные от вахты моряки. Произношу начальный возглас и через секунду-другую вижу почти прямо по курсу один за другим два фонтана: киты. Этот молебен был чудом, чудесным подтверждением того, что, образно говоря, идем верным — в духовном, конечно же, смысле — курсом. Киты появлялись по всем румбам; их черные спины то тут, то там огромными черными дугами раздвигали волны. Морские великаны делали эффектные ласточки хвостами: блестящие антрацитовой чернотой лопасти хвостов медленно исполняли "ласточку". Судно шло в почетно-парадном китовом эскорте, — иными словами происходившее в 15 -20 минут молебна и не определить».

«Когда возглашал "мир всем", то видел общую картинку лиц участников, всех без исключения, — продолжил епископ Иаков. — Правильнее всего охарактеризовать их эмоции так: "тихий шок". Тихий — потому что они были участниками молебна, молились. На первых словах Евангелия подошедший вал ударил с левой стороны от форштевня, взметнувшаяся над бортом гигантским веером дуга брызг рассыпалась в воздухе, засветилась радугой в лучах солнца (опять радуга!), и не упала, — ветер весело бросил ее на нас окроплением Небесного благословения! Чудесно! Именно это я читал на счастливых лицах моих сотоварищей».

Далее владыка отметил, что молебен прошел «китовым» чином: «Когда после отпуста герои Первого канала увлекли меня на корму записать синхрон, за их спинами, в контровом солнечном свете, киты отсалютовали: три горбача один за другим полностью выпрыгнули из воды. Но так всегда и бывает. Камера пишет, я говорю, оператор в работе, журналист тоже работает (то есть он в кадре вместе со мной), а в это самое время, — думая о главном, — вижу за спинами героев российского ТВ невообразимо эффектное окончание китовой феерии: прыжки горбачей. Как всегда и бывает, при слове оператора "есть" (как и положено, он прописывает несколько секунд после синхрона, плюс моя фраза о сальто китов, плюс их поворот на 180° и поиски глазами картинки об услышанном), — финал китового парада уже в прошлом. Но это уже совсем не важно. Чудесное молебствие о благоуспешности предстоящего дела в Чукотском море совершилось! Очевидцы и причастные этому чуду — все! К утру следующего дня мы будем в районе нахождения "Челюскина"».

На борту судна архипастырь совершил Литургию.

Епископ Иаков отметил, что цели экспедиции «Челюскин — 2020» были достигнуты: местоположение парохода «Челюскин» подтверждено, судно обследовано. Кроме того, «спасательное судно "Лазурит" освящено и, восприяв Ангела Хранителя, продолжит свою спасательную миссию уже с Божией помощью. Дайверы/водолазы работу выполнили успешно, все подтвердили статус «bold divers» и попечением дайвера игум. Иннокентия нисколько не приблизились к черте, означенной окончанием-предостережением присловия: «... there are no old bold divers». Епископ самой северной епархии России с Божией помощью обеспечил благоуспешность вышеперечисленных мероприятий, то есть все участники экспедиции каждый в свою меру засвидетельствовали принадлежность Северного морского пути исключительно и только России. Тем самым очередной этап Патриаршего проекта "Русская Арктика и Антарктида" осуществлен. Продолжение следует».

Фото с сайта Нарьян-Марской епархии

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации