Владимир Легойда: Кровь миллионов — судить нельзя простить

Жизнь Русской Православной Церкви14 Ноября 2017

«Знать, помнить, осудить. И только потом простить». Эти слова Натальи Дмитриевны Солженицыной. Они выбиты на памятнике «Стена скорби», который открыли в Москве на прошлой неделе. Памятник посвящен жертвам политических репрессий XX века.

Знаете, я думаю, что это не просто событие недели, месяца или даже года. Мне кажется, это что-то намного более важное. В каком-то смысле это такое символическое подведение итога… со стороны всего общества, государства, Церкви… Подведение итога тому, что произошло сто лет назад и тому, что потом за этим последовало. ХХ век — одна из самых трагических страниц в истории России. Да и пожалуй, всего мира.

Это как война — это коснулось каждого. Ведь мы все — наследники тех, чьи судьбы пришлись на страшные годы прошлого века. Наследники тех, кто ломал чужие жизни и тех, чьи жизни были сломаны. Хотя, как известно, среди пострадавших также были и те, кто вначале служил машине насилия.

Знать. Потому что это надо знать. Не знать — значит не понимать чего-то очень важного о нашей истории. Не понимать много и о сегодняшнем дне. О том, что, как и почему мы чувствуем и воспринимаем сейчас.

Помнить. Потому, что такое нельзя забывать. Потому что история не прощает, если такие уроки не извлекаются. И еще потому, что память — это то, что делает человека человеком. 

Осудить. Говоря по-христиански, осудить поступки, осудить грех, которого было много. Осудить непременно, потому что черное должно быть названо черным, зло — злом. И ни при каких условиях нельзя говорить иначе. А также надо осудить и осуждать постоянно в себе самом то, что у наших прадедов стало причиной трагедии России — гордость, зависть, упование на себя, а не на Бога, малодушие и предательство. И научить этому осуждению своих детей. Научить, чтобы не повторилось.

И простить. Простить, все же, — главное. Простить — это не значит хоть как-то оправдать ужасные поступки палачей, оправдать страх, голод, попрание человеческого достоинства… Простить — значит не переносить отдельные поступки на всех людей и тем более, на их потомков. Простить сегодня, значит — не оставить раскол и раны прошлого в наследие нашим детям и внукам.

На открытии памятника Патриарх Кирилл вновь сказал о главном уроке XX века: нельзя пытаться построить счастливое будущее без Бога. Кто-то может сказать: «Знаете, это просто слова». Но это не так. Потому что эти слова написаны кровью миллионов людей.

Вечная им память.

https://youtu.be/qa7iLDYNqRs 

Пресс-служба Архангельской епархии

Последние новости по теме: «Жизнь Русской Православной Церкви»

Все новости по теме «Жизнь Русской Православной Церкви»




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.