Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Кричащее уродство: «искусство» граффити обсудили на Рождественских чтениях в Архангельске

Церковь и культура14 Декабря 2018

Безобразные надписи и рисунки в общественных местах — граффити — оскорбительны для многих людей. Такую мысль выразила православный писатель и детский психолог Ирина Медведева на открытом круглом столе «Искусство улиц: эпатаж или нравственный выбор?» в Архангельске.

Дискуссия прошла в научной библиотеке Северного Арктического федерального университета и стала частью VI областных Рождественских образовательных чтений. В аудитории собрались студенты-гуманитарии, преподаватели и свободные слушатели.

«Уродство, которое мы часто видим на стенах и заборах, оскорбляет человека с развитым вкусом, — отметила Ирина Яковлевна. — Это тот случай, когда свобода творчества для одних людей становится формой насилия над другими. Выставляй, что хочешь, у себя дома или в залах музея. А когда плоды твоего творчества должны невольно видеть люди, просто идущие по улице, твоя свобода становится насилием».

Один из участников встречи, доцент кафедры культурологии и религиоведения САФУ Антон Полуэктов отметил, что «современная городская среда в принципе уродлива. Нельзя изуродовать то, что и так не является прекрасным». Сотрудник университета упрекнул Ирину Медведеву в том, что ее взгляд на граффити субъективен. «Кому-то нравится Рубенс, кому-то — "Черный квадрат" Малевича. Спросить о вкусах — это очень сложно», — сказал кандидат философских наук.

«Грубая яркая деструкция хуже, чем серая скучная стена! — возразила Ирина Яковлевна. — Плохая архитектура не оправдывает уродование пространства. Не надо использовать кривую логику! Не нужно одно плохое сравнивать с другим плохим. Нормальный человек замечает уродство, как замечает и красоту. Возле моего дома разукрашена бойлерная, я вижу это уродство каждый день уже 10 лет! И это травмирует — не только меня, но и моих соседей, которые не понимают, кто разрешил это безобразие. Дети невротичного склада с утонченной психикой, которых сегодня очень много, страдают от таких форм самовыражения, от кричащей дисгармонии».

Доцент САФУ Татьяна Кильдяшова напомнила, что граффити зародилось в американской молодежной среде как способ бросить вызов миру. Подростки с риском для себя ночами проникали в отстойники нью-йоркского метро, чтобы расписать вагоны. Для граффитчиков их увлечение — возможность поиграть с законом, почувствовать некий азарт.

«Это имитация опасности, — заметила Ирина Медведева. — У молодых людей есть потребность выплеснуть энергию, но когда нет возможности испытать себя в настоящей опасности, то получается вот такая пародия на мужественность. Жалко, что молодые люди тратят себя впустую. Протестная энергия могла бы быть направлена на борьбу за справедливость, но олигархические режимы сливают молодежную силу в безопасное для себя русло, как было в 1968 году на Западе. Поэтому граффити, как правило, ненаказуемы».

Доцент кафедры культурологии и религиоведения Ирина Фельдт отметила, что недовольство, гнев и раздражение вызывают не столько уличные надписи и рисунки, сколько непродуманная городская среда: «Естественно и нормально, когда граффити оформляют места, где занимаются скейтбордисты и скалолазы. А если говорим о стене памятника XIX века в центре города, то это диссонанс. Для самовыражения молодежи могут быть использованы унылые гаражи, скучные сараи и заборы. Должна быть умная городская политика».

Ирина Медведева подчеркнула, что уродство должно называться уродством, а не искусством. «В известной сказке пятилетний мальчик в ответ на все восторги толпы о платье короля крикнул, что король голый. Мне кажется, что любой нормальный человек понимает, что такое уродство, а что такое гармонизация жизни. Просто мы боимся быть этими мальчиками из сказки о голом короле, сейчас нет в толпе этого мальчика, как правило. Кому-то нравятся выставленные в музее экскременты известного художника. А если иметь мужество сказать, что это мерзость, то можно услышать упрек в субъективности. Но такой подход бездарен».

«Граффити» — слово итальянского происхождения, которое переводится как «нацарапанный» («graffito»). Граффити в современном виде зародились в XX веке в Нью-Йорке как составная часть культуры хип-хоп.

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.