Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Священник Андрей Слиняков в церковный новый год: Будем просить Бога о даровании молитвы

Церковь и общество14 Сентября 2016

Русская Церковь отмечает начало нового года 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю. В этот день духовенство Ильинского кафедрального собора совершило Литургию и новогодний молебен. С пастырским словом к прихожанам обратился священник Андрей Слиняков.

«Сегодня мы просили Бога благословить грядущий год и благодарили Его за  блага, которые были дарованы нам в году минувшем, — сказал отец Андрей. — Евангельское чтение отсылало нас к воспоминанию проповеди Спасителя в Назаретской синагоге. Христос там прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2): "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное". Затем Христос добавил: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами"» (Лк. 4: 16–22).

Отец Андрей напомнил, что Господь есть Путь, Истина и Жизнь. «Именно Он есть та благость, то благоволение, желанное для нас на протяжении всего года. Стоит задуматься, как нам жить, чтобы не лишиться Его благодати, как сделать так, чтобы в грядущем году жить по совести, в любви с родными и близкими. Все мы очень занятые люди, у нас много разных занятий,  обязанностей. Даже в храме мы порой забываем о самом главном, думая, что полнота церковной жизни зависит от того, как поет хор, как служит священник, как работает лавка и читает пономарь. Однако самое главное, что должно быть в церкви и вообще в жизни, — это молитва. Будем просить у Бога, чтобы Он даровал эту полноту и в церковной жизни, и в семейной, и в любых наших отношениях, чтобы царил мир, чтобы дети, родители и мы сами были здоровы, нужно, прежде всего, молить Бога о благословении», — призвал священник.

По словам отца Андрея, надеясь лишь на свои силы и забывая тем самым о Боге, мы совершаем огромную ошибку: «Сегодня давайте вспомним, что самое главное для получения любых благ — это помощь Господа, без Его произволения невозможно ничего творить. Не будем забывать об этом, всегда благодаря Бога за все дары и обращаясь к Нему в молитвах, призывая Его помощь во всех делах».  

Напомним, что начало нового года в соответствии с византийской традицией именуется Началом индикта. Церковный год начинается 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по григорианскому («новому стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября). Поэтому первый большой праздник церковного года – Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний – Ее Успение (15/28 августа) – переход из временной жизни в вечную. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина.

В Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени, который утвердился при императоре Константине Великом. Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565).

Кроме привычного нам года, в котором через 12 месяцев все возвращается к своему началу, в церковном календаре есть еще «полный церковный год» продолжительностью почти в полтысячелетия, называемый также «Великим индиктионом», а на Руси – Миротворным кругом. Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения Божественной Литургии.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Использованы материалы сайта www.pravoslavie.ru.

Фото из архива. 

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.