Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Священник Георгий Максимов: Неоязычники поклоняются фейковым славянским богам

Церковь и общество21 Декабря 2015

Большинство славянских богов, которых чтят неоязычники, фейковые, то есть вымышленные, им никогда не поклонялись наши предки. Об этом на встрече с архангелогородцами заявил миссионер и проповедник, священник Георгий Максимов (Москва).

По словам миссионера, пантеон славянских богов во многом является выдумкой кабинетных исследователей. «Доподлинно известно лишь несколько имен богов, это подталкивало к изобретению новых. Чтобы не быть голословным, я процитирую выдержку из Энциклопедического словаря: "Единой праславянской «высшей» мифологии (то есть пантеона языческих богов) реконструировать не удается. Стремление поднять славянскую мифологию до уровня классических мифологий древнего мира побуждало романтически настроенных исследователей домысливать славянских языческих богов, извлекая их имена из фольклорных текстов, песенных припевов и т. п. или просто изобретая их (Купала, Коляда, Кострома, Ладо, Лель и т. п.). Кабинетная мифология упоминает наряду с достоверно установленными именами славянского язычества, также мифические персонажи, которые едва ли были божествам, а в некоторых случаях и вообще были неизвестны язычникам, как например Белобог, Весна, Лада, Масленица, Похвист, Чур, Ярила". Современные неоязычники тоже не оставляют свой творческий потенциал под спудом. Например, у Ахиневича в "Славяно-арийских ведах" появляются придуманные им славянские боги: Вышень, Крышень и так далее. Все это фейковые боги, им никогда не поклонялись наши предки, они их даже не знали», — заметил отец Георгий.

Он объяснил, что неоязычество — новое религиозное движение, которое возникло в 1950-е годы в Англии. Однако приверженцы этой идеи утверждают, что реконструируют исчезнувшие языческие религии. В славянских странах они якобы возрождают веру, которая была до Крещения Руси. По словам миссионера, в среде неоязычников культивируется ненависть к христианству и государственной системе.

«В федеральном списке экстремистских материалов уже 160 неоязыческих текстов, внесенных туда по решению суда. Только за последние семь лет "родноверы" совершили множество террористических актов и убийств. Так, в 2008 году в Москве трое неоязычников заложили бомбу в церкви святителя Николая в Бирюлево. Ранее эта же группа совершила 12 убийств выходцев из Средней Азии и Закавказья, устроила взрыв на железной дороге возле станции Булатниково и попытку взрыва в Макдональдсе в Кузьминках. В 2009 году во Владимире неоязычник организовал взрыв в церкви равноапостольных Кирилла и Мефодия при местном госуниверситете. В 2010 году в Санкт-Петербурге группа неоязычников убивала бомжей и цыган, а также граждан других стран. Всего они совершили 10 убийств, пять покушений, двух женщин сожгли заживо. В 2013 году арестовали банду родноверов, которая грабила и избивала иностранцев, а также дважды осквернила здание Покровского кафедрального собора. В 2014 году в Южно-Сахалинске неоязычник, последователь Николая Левашова, расстрелял прихожан храма», — рассказал священник.

Отец Георгий также отметил, что у неоязычества нет единой структуры и учения: «Адептов объединяет набор мифов, которые они используют в пропаганде. На примере некоторых из них я бы хотел доказать утверждение, что "родноверие" — это не вера наших предков. Начнем с того, что реконструировать религию славян невозможно, поскольку сохранилось слишком мало сведений, и это подтверждают ученые. Известны лишь имена богов, упоминания древних путешественников с заметками об обычаях и данные археологических раскопок. Но это крупицы. Все остальное неоязычники компенсируют фантазией. Они создают свои версии, и каждый говорит, что у него она правильная. Эта разноголосица — показатель невозможности воссоздания подлинного язычества».

Как пример фантазии неоязычников, отец Георгий рассказал историю появления одного из излюбленных символов "родноверов" — коловрата. Этот знак не обнаружил ни один археолог, работавший на территории славянских стран. Символ впервые встречается в книге польского художника Станислава Якубовского. «Этот мастер любил фантазировать на тему того, как могло бы выглядеть славянское язычество. Автор называл знак "слоничком". Так неоязычники под видом древности навязывают людям изобретение польского художника», — подчеркнул эксперт.

Однако некоторые обычаи славян, о существовании которых доподлинно известно, неоязычники не восстанавливают. Один из них — жертвоприношение. По результатам раскопок 80 славянских капищ известно, что самая частая находка — кости животных, а иногда людей. Древние славяне приносили кровавые жертвы, это известно точно. Неоязычники приносят богам овощи, мед и другие продукты. «Тут к неоязычникам возникает вопрос: а кто вам дал право решать, что Перун вдруг стал вегетарианцем? Я понимаю, для чего это сделано: "родноверие" — религия горожан, которые истосковались по природе. Они активно педалируют идею особой экологичности и гармоничности язычества. Если привозить неофитов на капище, которое будет заляпано кровью и завалено костями убитых животных, то речи про гармонию с природой будут звучать не очень убедительно. Также у древних славян после кончины мужа жена должна была прилюдно умертвить себя. И опять же возникает вопрос: говорите ли вы своим последовательницам, что после смерти супруга они тоже должны будут умереть? На эти вопросы неоязычники, как правило, отвечают, что они не должны строго следовать всем обычаям, и на свое усмотрение могут добавлять имена еще каких-то богов, создавать новые культы, придумывать символы. Конечно, это возможно, но тогда не надо обманывать, говоря, что проповедуют веру наших предков. Пускай говорят правду и претензий не будет».

Фото: Валерий Карьялайнен

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.