Частицы мощей святых Елисаветы Федоровны и инокини Варвары подарили Веркольскому монастырю

Вести монастырей и приходов22 Января 2016

Частицы мощей преподобномученицы Елисаветы Федоровны и инокини Варвары передали Артемиево-Веркольскому монастырю (Пинежский район Архангельской области). Святыни подарил управляющий делами Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии протоиерей Михаил Протопопов.

Он побывал в монастыре летом 2015 года. Священник помолился у раки праведного отрока Артемия, в Артемьевской церкви, которая находится на месте преставления угодника Божия.

В благодарность за приглашение посетить Веркольский монастырь, возможность узнать о праведном отроке Артемии и помолиться ему отец Михаил подарил обители частицы мощей.

Принцесса Гессенская Елисавета-Александра-Луиза-Алиса родилась 20 октября (1 ноября) 1864 года в Дармштадте. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата царя Александра III. Вместе с невестой приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила в России своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича.

Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал все церковные каноны, посты, часто ходил на службы, ездил в монастыри. Великая княгиня везде следовала за мужем.

Елисавета Федоровна решила перейти в Православие после посещения Святой Земли. Великая княгиня активно занималась благотворительной деятельностью. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.

С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам. 4 февраля 1905 года супруга Великой Княгини убили, и она решила полностью посвятить себя служению людям. У нее было много драгоценностей. Часть, которая принадлежала фамилии Романовых, она отдала в казну, еще небольшую часть подарила своим друзьям. Оставшиеся драгоценности продала и на эти деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и расположилась Марфо-Мариинская обитель.

Первые сестры появились в обители в начале 1909 года. Сестрами могли быть православные христианки, девицы или вдовы, в возрасте от 20 до 40 лет. Сотрудницами же могли быть женщины любого семейного положения и не обязательно православные. Они приходили помогать обители в свободное время. Первые три года сестры исследовали жизнь беднейших семей, сведения о которых поступали в специальный почтовый ящик на стене обители. Призреваемым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, определяли в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание, отдать их в приют, где ребятам давали образование, хороший уход и профессию.

После Октябрьского переворота большевики первое время не трогали московскую Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где Елизавета Федоровна была настоятельницей. К тому же, Германия беспокоилась о судьбе Елизаветы Федоровны; кайзер Вильгельм, когда-то предлагавший ей руку, уговаривал ее уехать из России; одним из условий Брестского мира Германия ставила возможность для Великой княгини свободно покинуть Россию. Но она отказалась оставить новую родину и духовных чад, хотя предчувствовала страшные события и говорила о мученическом венце, который ждет многих в обители.

В 1918 году Великую Княгиню арестовали и повезли в Пермь, где поместили в женском монастыре. Потом их путь пролег на будущее место казни — Алапаевск, куда они прибыли 20 мая 1918 года.

Великокняжескую прислугу и келейниц Елизаветы Федоровны отправили в Екатеринбург к чекистскому начальству. Сестрам было предложено сохранить жизнь, оставив свою настоятельницу. Крестовая сестра Марфо-Мариинской обители милосердия Варвара вернулась в заключение к матери Елизавете, чтобы не расставаться с ней до их гибели.

Смертников разбудили в ночь на 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского, день ангела убитого террористами супруга Елизаветы Федоровны Великого князя Сергея Александровича. Заключенных посадили в телеги, повезли дорогой на деревню Синячиху. Нужный чекистам заброшенный рудник был в восемнадцати километрах от Алапаевска. В нем для расправы палачи наметили шахту Нижнюю Селимскую, 60 метров глубиной. Из стен этой пропасти торчали полусгнившие бревна, а на дне стояла глубокая вода.

Когда тела мучеников извлекли, то у Елизаветы Федоровны, монахини Варвары, князя Иоанна пальцы правой руки были окостеневшими в троеперстии.

Пришедшие сюда осенью 1918 года следователи армии адмирала А. В. Колчака под руководством генерала М. К. Дитерихса, по свидетельским показаниям местных жителей, в октябре раскопали шахту с казненными. Их тела обмыли, одели в белые саваны, положили в простые деревянные гробы и отпели.

1 июля 1919 года восемь гробов с новомучениками по железной дороге направились в Читу в женский Покровский монастырь. Здесь тела матери Елизаветы и сестры Варвары облачили в черные монашеские одежды. В одной из келий, сняв доски пола, вырыли неглубокую могилу и опустили туда восемь гробов, присыпав сверху землей. Под напором наступающей Красной армии 26 февраля 1920 года останки мучеников повезли к границе Китая. В апреле 1920 года гробы прибыли в Пекин, где их поместили в склепе на кладбище Русской Духовной миссии.

Там они находились до 1945 года, когда на китайскую землю пришла Советская армия. После чего останки Елизаветы Федоровны и инокини Варвары отправили в Иерусалим и похоронили у храма святой Марии Магдалины.

За несколько месяцев до торжества канонизации гробницы Великой княгини и инокини Варвары вскрыли. Когда открыли гроб с телом Елизаветы Федоровны, помещение наполнилось необычайным ароматом: «сильным запахом как бы меда и жасмина».

Торжество прославления новомучеников происходило 31 октября и 1 ноября 1981 года в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, где находилась кафедра первоиерарха РПЦЗ.

В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

18 июля – день памяти преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.


Пресс-служба Архангельской епархии

Последние новости по теме: «Новомученики и исповедники Российские, в земле архангельской просиявшие»

Все новости по теме «Новомученики и исповедники Российские, в земле архангельской просиявшие»




Публикации

«Я между небом и землей»: как женщины на грани находят приют в доме архангельского соцработника
23 Фев 2018

«Я между небом и землей»: как женщины на грани находят приют в доме архангельского соцработника


В 2010 году социальный работник Вера Костылева создала в Архангельске приют для мужчин в трудной жизненной ситуации. Он начал работу при подворье Артемиево-Веркольского монастыря. Но в социальную службу подворья не редко обращаются и женщины — их истории еще более сложны и запутаны, но разместить в приходе их не имеют права — монастырь мужской.

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Четверг
22 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Четверг


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим в четверг первой седмицы Великого поста...

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Среда
21 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Среда


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим в среду первой седмицы Великого поста...

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник
20 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим во вторник первой седмицы Великого поста...