Замдиректора архангельского Госархива: В начале ХХ века монастыри увидели больше мучеников, чем за всю предыдущую историю

Вести монастырей и приходов21 Декабря 2017

«Мерзость запустения. Судьба монастырей  Русского Севера после революции 1917 года» — встреча на эту тему прошла в Православном культурном центре Новодвинска. Экспертом вечера стал заместитель директора Государственного архива Архангельской области, доцент кафедры всеобщей истории Северного Арктического федерального университета  Василий Трофименко.  

Он процитировал строки из Евангелия от Матфея: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф.24:15—16).

По словам историка, центры духовной жизни Русского Севера в 20-е — 30-е годы XX века использовали для хозяйственных целей. «Обители стали площадками для сельскохозяйственных экспериментов: Успенскую трудовую артель создали в Холмогорах, многоотраслевой совхоз "Соловки" и совхоз "Красноармеец" — в Артемиево-Веркольском монастыре. Другая часть обителей использовалась для размещения "трудных" детей-сирот: колонию "Коммунар" создали в Николо-Корельском мужском монастыре. Кроме того, безбожная пропаганда способствовала тому, чтобы подростки расхищали и оскверняли святыни».

Также Василий Трофименко  рассказал о том, что первый опыт использования монастырей как части пенитенциарной системы Советская власть провела в 1919 году в Шенкурске  (Свято-Троицкий женский монастырь), в 1920 году в Холмогорах (Успенский женский монастырь) и  Пертоминске (Преображенском мужском монастыре). В 1923 году организовали Соловецкую исправительно-трудовую колонию (максимальная численность заключенных  в 1931 году составляла около 71800 человек), Каргопольскую  исправительно-трудовую колонию (максимальная численность заключенных в 1940 году — 27432 человек).

Советская власть использовала монастыри и как место для отдыха. Помещения Антониево-Сийской обители отдали работникам лесной промышленности, а позже пионерскому лагерю, на части территорий находились дачи работников облисполкома. «Более повезло Сольвычегодскому Свято-Введенскому и Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырям, в которых открыли музеи», — продолжил историк.

Он подчеркнул, что из 25 действующих монастырей Архангельской области новая власть разрушила почти все. «Первые двадцать лет после закрытия обителей показали, что попытки монахов договориться с новой властью о сохранении общежительства, хотя бы в форме коммун-артелей-совхозов  были обречены на провал. Захватив чужое имущество, ни власть, ни народ оказались не в состоянии им рачительно распорядиться. В то же время за недолгий  срок некоторые монастыри увидели больше мучеников, чем за всю предыдущую историю», — заключил историк.

В конце встречи каждый желающий смог задать вопрос гостю, поделиться  своим мнением о события 1920-х и 1930-х годов. Участники особо отметили, что необходимо узнать, прочувствовать и оценить историю такой, какая она есть, не замалчивая и не приукрашивая.

Фотографии предоставил протоиерей Владимир Новиков. 

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:

Последние новости по теме: «Новомученики и исповедники»

Все новости по теме «Новомученики и исповедники»




Публикации

Владимир Легойда: Церковь — это не паркетные новости и не скандалы
20 Июл 2018

Владимир Легойда: Церковь — это не паркетные новости и не скандалы


«Российская Газета» начала цикл интервью с главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой.

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?
19 Июл 2018

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?


Русская Православная Церковь утвердила порядок молитв, которые могут быть совершены по просьбе верующих, если ребенок родился мертвым или умер, не дожив до крещения

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким
10 Июл 2018

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким


Когда появляется образ врага, неминуемо начинается схватка. Но откуда эта идея взялась сейчас, в благополучное время? Что произошло сто лет назад и как это повлияло на наш народ? Почему продолжается гражданская война в умах?

Владимир Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»
9 Июл 2018

Владимир Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»


Владимир Легойда в интервью «Известиям» оценил риски предоставления автокефалии Украинской Церкви, рассказал о том, как Русская Православная Церковь относится к пенсионной реформе, и ответил на другие актуальные для Церкви и общества вопросы.