Протоиерей Александр Абрамов раскритиковал сталинистские мифы и социальную шизофрению
Русская Церковь может стяжать доверие сограждан, только если она будет ясно и четко говорить правду. Об этом сказал московский протоиерей Александр Абрамов на встрече с общественностью Архангельска.
«Люди неверующие судят о Церкви по тому, правду говорят батюшки или врут, — сказал отец Александр. — Мы знаем, что у Ильфа и Петрова "ксендзы охмуряют". Священник, чтобы отличаться от героя, которого критикует Паниковский, должен говорить честно. Если у нас есть проколы и ошибки, следует заявлять о них открыто. Да, многие люди считают себя неверующими, но это их право. И не надо говорить, что мы все в культурной парадигме христианства. Покажите мне, где эта парадигма! Почему у нас так много абортов? В чем конкретно проявляется наше великое Православие, где Святая Русь? Где и когда она конкретно исторически существовала, кроме как в воспаленном воображении Алексея Михайловича, который завел страну в цивилизационный тупик».
Отец Александр раскритиковал собратьев священников за неготовность нравственно оценивать явления прошлого: «Мы — я имею в виду своих коллег, носящих рясы и кресты, — бесконечно прячемся в раковину, в уютные дебри словес о "духовно-нравственном воспитании". Между тем, всякое воспитание подразумевает четкость, ясность и ответственность! Когда говорят нечетко и неясно, мы имеем дело либо с социальной шизофренией, когда под расплывчатостью терминов скрывается неспособность мыслить, либо с сознательным уходом от правды».
По словам священника, сейчас нужно четко, ясно и ответственно говорить о том, что ползучая сталинизация в современной России — это зло. В 2017 году, по данным опросов ведущих социологических центров, в тройку главнейших людей, известных россиянам, вошли Иосиф Виссарионович Сталин, Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Владимирович Путин.
«Сталин лидирует с большим отрывом, — отметил отец Александр. — Если пять лет назад люди считали его преступником, то сейчас 46 процентов, половина наших соотечественников, относятся к нему с восхищением, уважением и симпатией. Происходит и соответствующая перемена в определении конкретных вещей. Как случилось, что немцы дошли до Москвы? Если раньше ответ был очевиден — причина состоит в том, что было выбито руководство РККА, то наши люди сейчас в массе отвечают — за счет хитрости, жестокости и внезапности действий Вермахта. И в последнюю очередь за счет сталинских репрессий. Можно вспомнить очень существенную ситуацию, несколько лет назад существовал телевизионный конкурс "Имя России". В этом конкурсе при серьезном нажиме Церкви первое место занял Александр Невский. Но на втором был Сталин! Мы имеем дело с серьезнейшим феноменом, с проблемой национальной совести».
Московский гость признался, что воспринимает как катастрофу стремление некоторых священников и мирян рассматривать в одной плоскости преступления сталинского режима против миллионов людей и успехи советского народа.
«Сейчас очень развито такое направление культа, как уравнивание, дескать, было зло, но ведь были же и успехи! Некоторые считают, что можно уравнять количество расстрелянных и умерщвленных людей и количество кубометров выдолбленного цемента, количество произведенных ракет и количество убиенных новомучеников. И не надо позорить великий русский народ, который выиграл войну не в связи со Сталиным, не благодаря ему. Мне отвратительно видеть на машинах таблички, на которых написано "1941-1945: можем повторить"! И это на машинах немецкого и японского производства, потому что на отечественных у нас никто не ездит. Что можем повторить?! Прийти к Волге, прийти к Москве, отдать 27 миллионов жизней? Это мы можем повторить? Давайте будем честны: люди, которые кричат такие ура-патриотические лозунги, не отдают своих детей в армию, находя способы уклониться от воинской повинности», — сказал протоиерей Александр.
Далее священник раскритиковал мифы, продвигаемые сталинистами о скрытой православности вождя народов, о том, что он симпатизировал Церкви: «Придумывают паточные, слащавые лживые тезисы. Якобы Сталин не до конца изжил свое Православие, даже беседовал с блаженной Матроной. Ни при каких обстоятельствах эта встреча не могла происходить! Это немыслимо! Нам рассказывают, что маршал Жуков освободил Смоленск и молился перед иконой Божией Матери "Одигитрия". Маршал Жуков не был в освобожденном Смоленске! И тот факт, что есть маршал освобождения, ничем не усиливается от того, молился он или не молился. То, что великий советский народ освободил страну, не нуждается в подкреплении фальшивыми религиозными аргументами. Другой миф о том, что митрополит Гор Ливанских Илия прибыл в 1941 году и облетел с Казанской иконой Божией Матери осажденную Москву. Митрополит гор Ливанских Илия — традиционный арабский взяточник! C XVI века известно, что эти люди приезжают к нам только для того, чтобы обогатиться за счет великой Русской Церкви, надрать золотишка с икон. Он действительно был здесь в 1941 году, и его выпереть не могли полгода, пока он в Одессе не получил подворье и много денег».
Нелепы попытки выставить Сталина, симпатизирующим Православию, полагает отец Александр: «В Москве разрушать храмы начали не при Троцком или ком-то другом, но при Сталине. Напротив современного магазина предприятия «Софрино», который торгует иконами, на улице Пречистенке, было предприятие, которое обдирало золото с поступающих иконостасов. Золото шло на нужды власти, а святые образы сжигались в круглосуточном крематории для икон. Вот, что было при "верующем" Сталине!»
Московский гость возмущен попытками некоторых деятелей вычеркнуть злодеяния сталинского периода из истории страны. «Сценарий, который предлагают нам люди болящие, нездоровые нравственно — забыть и зачеркнуть это зло, сказать, что ничего не было, что мы восходим из славы в славу. Разумеется, каждый из нас любит страну, видит ее блестящие взлеты. Но очень существенно понять, что эти взлеты могли быть еще ярче и могущественнее, значительнее, если бы не происходило того, что произошло. Мы не благодаря сталинскому режиму существуем как великое государство. Абсолютная монархия во Франции существовала по меньшей мере полтораста лет, абсолютная монархия в России — под 200 лет, «абсолютная монархия» в ее сталинском изводе не просуществовала и 40 лет, завершившись крайне болезненным для каждого из нас уничтожением Советского Союза».
Сталин не умер, но живет и будет жить до тех пор, пока наше общество не прекратит разделяться на коалиции относительно сталинского вопроса. Отец Александр отметил, что люди до сих пор ссорятся из-за отношения к вождю народов, и в этом нет ничего хорошего.
«Во мне текут две крови, — поделился протоиерей личной историей. — Один мой прадед был ничем не примечательным сельским диаконом во Владимирской губернии, он был раскулачен и казнен, а ныне прославлен как священномученик. А другой мой прадед был помощником Берии, работал в атомном проекте и запускал первую в Советском Союзе атомную электростанцию в Обнинске в 1954 году. Облучился и быстро помер. Как я разделю в себе две эти крови? Но я хочу быть правдивым перед Богом, называя зло злом, а добро добром».
Московский священник не теряет надежды на то, что сознание россиян может быть обращено в более здравое русло. «У Солженицына есть горькое наблюдение в книге "Архипелаг ГУЛАГ". Двое конвоиров через всю страну везут в лагерь безногого немца. Он попросился на каком-то полустанке в туалет. Им стало лень выводить — они его на ходу поезда выбросили из тамбура на улицу. Он погиб. Солженицын это сопроводил кратким комментарием: "Кажется, теперь это называют культом личности". Проблема не в том, какую мы оценку дадим Сталину лично, не в том, оценим ли мы сталинизм как успешный или неуспешный период истории нашей страны. Вопрос в ином — способны ли мы как народ испытывать уколы совести. Можем ли мы ужаснуться от того, что великого Пушкина поставили в своей системе координат на третье место, а на первое Сталина. Можем ли мы понять, что люди, живущие в городе Кирове, никогда не будут счастливы, а люди в Вятке имеют перспективу? Что люди, живущие на станции метро Войковская, останутся в сталинском времени, а люди, которые будут жить на какой-нибудь Аллее космонавтов, имеют великий шанс?» — сказал протоиерей Александр Абрамов.
Пресс-служба Архангельской епархии
Последние новости по теме: «Духовное образование и катехизация»
Последние новости по теме: «Церковь и общество»
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.