Архангельский клуб ВРНС: Волонтерство — это когда добровольно, бесплатно и с любовью

Всемирный Русский Народный Собор1 Ноября 2017

«Добровольно, бесплатно, с любовью» — такую формулу добровольчества вывели участники встречи дискуссионного клуба при региональном отделении Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) в Архангельске.

В научной библиотеке Северного Арктического федерального университета 31 октября собрались сотрудники вуза, священники, участники волонтерских движений.

Дискуссия началась с попытки очертить ассоциативный круг понятия «волонтерство» — мужественность, сердечность, внимательность, воспитанность, отзывчивость. Одна из участниц встречи сказала, что ассоциирует волонтерство с «чем-то некоммерческим».

Вопрос «Можно/нужно ли пиарить волонтерскую деятельность?» вызвал оживленную реакцию слушателей и экспертов.

«Апостолы, идя в мир, не скрывали своих дел, благодаря этому христианство могло распространяться по всей земле, — сказал сотрудник епархиального миссионерского отдела священник Димитрий Костюченко. — Полагаю, что информировать общество о том, чем занимаются добровольческие движения, в том числе православные, просто необходимо. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно призывал к этому, понимая, что современный мир должен знать о людях, делающих добро и приносящих пользу».

Некоторые участники дискуссии усомнились в правильности употребления слова «пиарить». Так, глава регионального отделения всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Александр Ордашев посетовал на то, что «если добровольческую деятельность пиарить, то некоторые люди могут из нее перейти в коммерческий сектор. Поэтому нужно не пиарить, а просто доносить информацию».

Осмысление волонтерства в категориях духовной жизни также имело место на встрече. По поводу пиара председатель региональной родительской организации помощи детям с редкими и тяжёлыми заболеваниями (АРГИМОЗ) Наталья Костина отметила: «Человек духовно растет, когда помогает бескорыстно и никому о своих добрых делах не рассказывает».

Специалист по социо-культурной деятельности Кенозерского национального парка Светлана Марич отметила, что экологическое волонтерство предполагает освещение в СМИ: «Когда добровольцы приезжают в парк, мы стараемся разместить информацию об этом на всевозможных ресурсах».

Также о важности информационной работы поразмышляла директор волонтерского центра САФУ Ирина Алферова. Она поделилась впечатлениями от участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов, в котором принимала участие с делегацией университетских добровольцев. «Информационное направление требует вложения сил и внимания, — отметила Ирина Алферова, — потому что нужно о себе рассказывать».

Далее дискуссия развернулась вокруг того, что считать мотивацией для волонтерства. Отец Димитрий Костюченко подошел к вопросу, опираясь на известную теорию «пирамиды потребностей» американского психолога Абрахама Маслоу. По словам священника, добровольческий труд соответствует высшей ступени пирамиды — он реализует потребность в самоактуализации.

«В истории человечества всегда работает противопоставление свой–чужой, — продолжил отец Димитрий. — Один из главных мотивов, который стоит формировать в волонтерских движениях, — возможность снять  это противопоставление. Люди могут становиться нужными, принимая горе и радости других людей, разделяя их, тем самым изменяя себя. Есть мотив иметь, а есть — любить. Человеку хорошо от того, что он любит и его любят. Мотив любить универсален».

Затем в дискуссии родилось различение событийного (например, на олимпиаде, или в рамках организации богослужений Патриарха Кирилла) и социального волонтерства. Мнения участников разделились в обсуждении того, какое из этих направлений больше связано с бескорыстным служением, а какое — с получением материальных и нематериальных благ.

«В социальном волонтерстве человек получает больше, чем в событийном,  просто это нематериальные блага, — поделилась мыслью Ирина Алферова . — Помочь кому-то, значит, помочь и себе. Неизвестно, от чего больше пользы: от того, что получишь форму и часы или нечто внутри себя, которое нельзя выразить словами. Ведь чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

Начальник управления социальной и воспитательной работы САФУ Елена Доценко поделилась результатами анализа мотивов, приводящих людей в волонтерские проекты: «Во-первых, это связи. Занимаясь добровольческим трудом, человек нарабатывает именно связи. Во-вторых, это статус. Народ реально хочет распрямиться, чтобы можно было сказать всем, что я крутой, я доброволец. Потому что это становится модным, трендовым. В-третьих, волонтерствовать приходят за компанию, ради друзей, сначала от скуки, а потом засасывает. Четвертое — деньги. Как ни странно, народ приходит в движение, чтобы заработать. Это плохо, это разлагает, но сегодня ребята идут работать добровольцами ради бумажки, чтобы получить стипендию 15 тысяч рублей. Этот ход создает огромное количество добровольцев, которые желают работать. Лишь в-пятых, миссия, идея. Сегодня люди идут за формой, а не за содержанием. В-шестых, опыт. Затем — путешествия, народ идет, чтобы увидеть мир. И до смешного — есть мотивация получить значки и бонусы, наклейки, сумки, футболки, формы. Также некоторые идут в добровольцы, чтобы быть хорошим, чтобы мама похвалила».

Елена Доценко отметила, что такие мотивации характерны не только для молодых людей, но и для более старшего возраста.

Секретарь епархиального миссионерского отдела священник Кирилл Кочнев напомнил, что дискуссия происходит на православной площадке: «Хотелось бы внести православный элемент в наш разговор, — сказал отец Кирилл. — Господь в Евангелии говорит о том, что существуют две главных заповеди, любви к Богу и любви к ближнему как к самому себе. Волонтерство в христианском восприятии — это проявление любви к ближнему. Апостол Павел напоминает нам, что блаженнее давать, нежели принимать. Значит, оказывая кому-то милость, поддержку, проявляя сострадание, ты становишься блаженным, то есть счастливым. Господь обещает за служение ближнему настоящее счастье, которое не измеряется ни деньгами, ни статусами, ни чем-то другим».

Вторая часть дискуссии была посвящена вопросу «Кого спасает волонтер: других и/или себя?» Также поговорили о том, всегда ли и всем ли нужен труд добровольцев, а также о том, где проходит грань между привлечением волонтеров и использованием бесплатного труда и банальной экономией денег.

Подводя итог обсуждению, помощник проректора САФУ по стратегическому развитию и внешним связям Александр Гильдебрант отметил, что сердечность и чувства во время беседы взяли верх над рациональностью и строгим анализом. 

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.