Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

От составителя

«За веру Христову». Биографический справочник4 Июля 2006

Книга «За веру Христову» представляет собою биографический справочник, состоящий из кратких статей о духовенстве, монашествующих и мирянах Русской Православной Церкви, репрессированных за религиозные убеждения с 1918 по 1951 год XX века.
В нее вошли сведения не только о жителях Архангельской губернии (затем Северного края, Северной и Архангельской областей), но и о священнослужителях и мирянах других епархий, которые отбывали наказание на этой территории, в том числе на Соловках.

Северный край был образован в январе 1929 года. В его состав вошли Архангельская, Вологодская и Северо-Двинская губернии, Каргопольский уезд Олонецкой губернии, Коми область.

Административным центром края был г. Архангельск. В 1936 году образованы Северная область и Коми АССР. С 1 октября 1937 года Северная область разделена на Архангельскую и Вологодскую.

Биографический справочник сформирован по изученным материалам следственных дел о реабилитации, которые хранятся в архивах региональных управлений ФСБ, УВД, государственных областных архивах Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми. Кроме того, использовались послужные списки духовенства, монашествующих, клировые ведомости церквей. Многие факты уточнены и проверены по документам, находящимся в архивах других областей России.

В ходе работы над книгой учитывалось административно-территориальное деление местностей на год репрессии. Названия республик, входивших в состав России, приведены в их исторической форме - Коми, Татария и др. Сохранены исторические названия мест ссылки и заключения - Зырянский край, Северный край, Нарымский край и т.д.

В книге по старому стилю указываются даты событий до Февральской революции (т. е. до 27 февраля 1917 г.), а также даты из дореволюционных источников. По новому стилю указываются даты после 14 февраля 1918 г. Даты, находящиеся в промежутке между 27 февраля 1917 г. и 14 февраля 1918г., приводятся одновременно по старому и новому стилю.

В предлагаемом издании биографические статьи приводятся в алфавитном порядке.

Они построены следующим образом:

• Фамилия, имя, отчество; о монашествующих – монашеское имя, за ним в скобках указываются фамилия, мирское имя и отчество.
• Священный сан или наименование церковного служения: епископ, священник, диакон, монах, церковный староста, певчий и т. д.
• Фотографии: светская и тюремная, если есть.
• Хронологическая часть: слева вынесены даты в хронологическом порядке - дата и место рождения, сведения о духовном образовании, рукоположении, постриге, о работе, местах служения и проживания, сведения об арестах, ссылках, пребывании в заключении, о кончине и погребении (захоронении, если речь идет о смерти в тюрьме или лагере).

В тех случаях, когда монашеское имя неизвестно либо нельзя с уверенностью определить, мирское или монашеское имя было указано в следственном деле, имена приводятся по образцу мирян - вариант имени приводится в скобках.

Например: Лохова Мария (Марфа) Григорьевна, монахиня.Такое же правило применялось при указании имени, фамилии и отчества, если они в документах указывалась по-разному.

Например: Бураков Алексей (Авксентий) Никифорович, Каравчинский (Карабчинский) Николай Карпович.

Общим определением - священнослужитель -названы те клирики, в отношении которых нет точных данных об их сане.

Возможны отдельные разночтения по местам рождения и жительства, фамилиям, именам и отчествам, но эти данные приводятся в строгом соответствии с документами архивно-следственных дел.При исправлении явных грамматических ошибок в названиях мест рождения и проживания сохранялись исторические наименования местностей с целью облегчить дальнейшее исследование жизни новомученика.

В словарной статье при отсутствии документов о дальнейшей судьбе реабилитированного использована формулировка: «Дальнейшая судьба неизвестна». Расхождения в датах смерти, указанных в словарных статьях и справках, полученных родственниками, объясняются существовавшими тогда особенностями порядка уведомления заинтересованных лиц.При установлении родственных связей репрессированных (муж, жена, дети, сестра, брат и т.д.) они по возможности группировались вместе без учета алфавитной последовательности. В книге публикуются в основном фотографии из следственных дел управлений ФСБ. Кроме того, из фотофонда Государственного архива Архангельской области опубликованы три фотографии - архимандрита Вениамина (Кононова) на стр. 87, протоиерея Орлова Константина на стр. 386, иеромонаха Петра (Федосихина) на стр. 407. Из предоставленных Архангельским областным краеведческим музеем двух фотографий в книге опубликованы фрагменты группового снимка «Депутаты Архангельского Епархиального съезда духовенства 1908 г.» (фотографии священников Верюжского (Вирюжского) Михаила Максимовича на стр. 90; Зуева Николая Васильевича на стр. 186; Козьмина (Козмина) Дмитрия Дмитриевича на стр. 232; Кузьмина Виктора Васильевича на стр. 271; Макарова Константина Михайловича на стр. 306; Попова Николая Ивановича на стр. 440; Раевского Никанора Григорьевича на стр. 465; Родимова Аркадия Даниловича на стр. 472) и фотография священника Чулкова Тихона из группового снимка «Священник Чулков Тихон Евгеньевич с женой» на стр. 694.

В книге опубликованы снимки из семейных альбомов родных и близких священников (на стр. 207 фотография Истомина Петра, предоставлена Косаревыми Р. П. и В. Г.; на стр. 368 фотография Никольского Петра - Федотовой Н. П.; на стр. 214 фотография Корелина (Карелина) Сергея из группового снимка «Семья Корелиных» - Шульгиным Н.; фотографии Родимовых Николая Даниловича (на стр. 272), Ивана Даниловича (на стр. 274) и Аркадия Даниловича (на той же стр.) из группового снимка «Николай, Иван, Аркадий Родимовы с женами» - Малаховой Р. Г.; на стр. 190 фотография Иванова Михаила; на стр. 290 фотография еп. Леонтия (Смирнова) из группового снимка «Епископ Леонтий (Смирнов) с Жоховым» - Ивановым Д.; на стр. 107 фотография Вотчинского Николая - из личного архива Ханталина Р. А.; на стр. 539 фотография Суровцева Аифала - Лебедевой А. К.).В издании для удобства поиска дан именной указатель с номерами страниц, на которых размещены биографические статьи.

В книгу не вошли сведения о тех, кто отрекся от православной веры или перешел в обновленческий или григорианский расколы.Составитель не претендует на полноту освещения темы и с благодарностью примет замечания читателей.

Надеемся, что этот справочник даст повод для новых научных и архивных поисков.




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.